По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Профессионально значимые качества педагога на современном этапе

Дмитрий Валерьевич Башинский ассистент кафедры конституционного и гражданского права, юридический факультет, ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения», Россия, 141014, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, E-mail: dmitry.v.bashynskiy@gmail.com

В современном обществе одной из важнейших задач является задача подготовки высококвалифицированных специалистов для всех отраслей экономики. Поэтому вопросы подготовки и совершенствования профессиональных навыков педагогических кадров имеют основополагающее значение. Новые ФГОС сегодня предъявляют целый ряд требований к педагогу. Среди этих требований главным являются требования к профессиональным навыкам педагога, так как именно наличие профессиональных навыков позволяет педагогу полностью выполнять свои обязанности при разработке учебных планов и программ в полном соответствии с существующими требованиями, которые в последствии в ходе учебного процесса позволят сформировать полноценные личности из учеников. Сегодня педагогическая наука обладает достаточно обширным научным опытом по способам и методам совершенствования профессиональных навыков педагогов.

Литература:

1. Акопов, Г. В. Социальная психология образования. — М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2000. — 296 с.

2. Вершинина, Н. А., Пискунова, Е. В. Профессиональное развитие молодого учителя средствами конкурсного движения // Человек и образование. — 2012. — №2 (31). — С. 46–51

3. Деркач, А. А., Кузьмина, Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма: монография. — М.: РАУ, 1993. — 168 с.

4. Зеер, Э. Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. — Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т., 2000. — 258 с.

5. Трепицина, А. П. Современный учитель: информация к размышлению // Вестник Герценовского университета. — 2010. — №1 (75). — С. 3–11

6. Климов, Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды. — Москва, Воронеж: Ин-т практической психологии; НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.

7. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы. — М.: Владос, 2008. — 463 с.

8. Лукьянова, М. И. Диагностика профессионально значимых личностных качеств учителя. — Ульяновск: ИПК ПРО, 1995. — 80 с.

9. Маркова, А. К. Психология профессионализма. — М.: Знание, 1996. — 312 с.

10. Мезников, В. Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие. — Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2010. — 110 с.

11. Морозова, Г. К. Современные требования, предъявляемые к личности педагога // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2014. — №40. — С. 41–44

1. Akopov, G. V. (2000). Social psychology of higher education. — Moscow: Moscow Psychological and Social Institute; Flinta, — 296 p. (In Russian)

2. Vershinina, N. A., Piskunova, E. V.(2012). Professional’noe razvitie molodogo uchitelia sredstvami konkursnogo dvizheniia [Professional development of a young teacher by means of a competitive movement]. Chelovek i obrazovanie [Man and Education]. No. 2 (31), pp. 46–51. (In Russian)

3. Derkach, A. A., Kuzmina, N. V. (1993). Acmeology: ways to reach the peak of professionalism: monograph. — Moscow: Russian-American University, 168 p. (In Russian)

4. Zeer, E. F. (2000). Psychology of personality–oriented professional education. — Yekaterinburg: Ural State Vocational Pedagogical University, 258 p. (In Russian)

5. Trepitsina, A. P. (2010). Sovremennyi uchitel’: informatsiia k razmyshleniiu [Modern teacher: information for reflection]. Vestnik Gertsenovskogo universiteta [Bulletin of the Herzen University]. No. 1 (75), pp. 3–11. (In Russian)

6. Klimov, E. A. (1996). Psychology of a professional. — Moscow, Voronezh: Institute of Practical Psychology; NPO MODEK, 400 p. (In Russian)

7. Podlasiy, I. P. (2008). Pedagogy of primary school. — Moscow: Vlados, 463 p. (In Russian)

8. Lukyanova, M. I. (1995). Diagnostics of professionally significant personal qualities of a teacher. — Ulyanovsk: IPK PRO, 80 p. (In Russian)

9. Markova, A. K. (1996). Psychology of professionalism. — Moscow: Znanie, 312 p. (In Russian)

10. Meznikov, V. N. (2005). Introduction to pedagogical activity: textbook. — Yelets: Yelets State University named after. I. A. Bunin, 110 p. (In Russian)

11. Morozova, G. K. (2014). Sovremennye trebovaniia, prediavliaemye k lichnosti pedagoga [Modern requirements for the personality of a teacher]. Psikhologiia i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniia [Psychology and pedagogy, methodology and problems]. No. 40, pp. 41–44. (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 16.11.2024

Дата принятия рукописи в печать: 12.12.2024

Еще в 17-м столетии были сформулированы требования к педагогу, большинство из которых являются актуальными и сегодня.

Главное предназначение педагога заключено в том, что педагог своей моралью, знаниями, трудолюбием и человеколюбием должен был служить примером для учащихся.

Видение тех качеств, которыми должен обладать педагог, сформировалось в 18-м и 19-м веках.

В тот период самыми важными личностными качествами педагога считались: настойчивость, наблюдательность, целеустремленность, трудолюбие, организаторские навыки, эмпатия.

Анализ профессиональных и личных качеств современного педагога позволяет сделать вывод о том, что не каждый человек может освоить профессию учителя. Для освоения профессии учителя, необходимо иметь психологическую предрасположенность к данной профессии. Помимо этого, претендент должен обладать рядом личностных качеств и способностей для успешного осуществления своей профессиональной деятельности. В первую очередь это:

• Наблюдательность;

• Трудолюбие;

• Настойчивость;

• Целеустремленность;

• Скромность;

• Артистичность;

• Ораторские навыки.

Кроме вышеперечисленных профессиональных качеств, хороший учитель должен быть:

• Высоко эрудированным;

• Преданным своему делу;

• Научно увлеченным;

• Хорошим методистом;

• Психологом;

• Культурным человеком с широким кругозором.

Соответственно, заниматься педагогической деятельностью может только тот человек, который обладает комплексом вышеперечисленных качеств и прошедший обучение в соответствующем среднем или высшем учебном заведении.

На сегодняшний день процесс формирования профессиональных качеств учителя вызывает значительный интерес у педагогов, этой проблеме посвящено достаточно большое количество научных работ.

Для Цитирования:
Дмитрий Валерьевич Башинский, Профессионально значимые качества педагога на современном этапе. Общенаучный журнал. 2024;3-4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: