Переход на новые образовательные стандарты особенно сильно осветил одно из противоречий современного образования — противоречие между фактическим характером учебного материала, его объемом и нежеланием, невозможностью учащихся усваивать этот материал. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет образовательной организации другие требования. Учебные дисциплины должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья студентов, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях. Куда важнее научить «добывать» эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение.
Одним из источников повышения мотивации обучения являются ролевые технологии. Цель данного подхода – развитие устойчивого познавательного интереса у студентов через разнообразные игровые формы обучения. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения.
Игра – это вид деятельности, в процессе которого студенты выступают в разных ролях.
Повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности — один из актуальных вопросов дидактики. Широкие возможности для повышения мотивации и активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Игра также легко трансформируется в различные формы индивидуальной активности, давая возможность каждому студенту попробовать себя в той или иной роли и проявить индивидуальные способности; формирует способность принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия, действия других, побуждает анализировать свои знания.
Существенным преимуществом ролевой игры перед другими формами обучения являются занятость всех обучающихся и концентрация внимания участников в течение всей игры.
Б.Г. Ананьев, один из основоположников отечественной психологической науки, пишет, что «игра занимает ведущее место в социальном формировании человека как субъекта познания и деятельности. В искусственно воссозданных условиях человек проигрывает разные жизненные и производственные ситуации, что является необходимым для его развития, изменения его социальных позиций, ролей в обществе, для формирования профессиональных интересов, потребностей, навыков и в конечном итоге для формирования ее личности» [4]. Французский ученый Р. Калуа в своей работе «Структура и классификация игр» определяет общие характеристики, согласно которым «игра свободна (у участника нет никаких обязательств), изолирована во времени и пространстве, регламентирована правилами, в ней создается и поддерживается высокое эмоционально-интеллектуальное напряжение участников через систему управления их взаимодействием» [1].