По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 364–01:378 DOI:10.33920/pol-01-2007-07

Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе: традиции и инновации

Виктория Сергеевна Новикова андидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38
Светлана Николаевна Испулова кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38, e-mail: sispulova@mail.ru

В статье рассматривается система профессиональной подготовки специалистов социальной сферы. Авторы выявили специфику подготовки кадров учреждений социальной службы в России, Франции, Великобритании, США, Японии. Интерес представляют результаты проведенного эмпирического исследования, а также рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки специалистов социальной сферы.

Литература:

1. Олейник Е. В., Потрикеева О. Л. К вопросу о профессиональных и образовательных стандартах. Гуманитарно-педагогические исследования. 2017; 1 (2): 79–83.

2. Супрун Н. Г., Халикова Д. А., Маметьева О. С. К вопросу организации научно-исследовательской работы студентов в системе высшего многоуровнего образования. European Social Science Journa. 2017; 3: 240–246.

1. Oleynik E. V., Potrikeeva O. L. K voprosu o proessional’nykh i obrazovatel’nykh standartakh [Professional and educational standards], Gumanitarno – pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and Pedagogical Research], 2017, vol.1, no. 2, pp. 70-83.

2. Suprun N. G., Khalikova D. A., Mametyeva O. S. K voprosu organizatsii nauchno-issledovatel’skoy raboty studentov v sisteme vysshego mnogourovnego obrazovaniya [Organisation of research work of students in the system of higher multi-level education] // European Social Science Journal, 2017, no. 3, pp. 240-246.

В мире насчитывается несколько тысяч высших школ социальной работы и специализированных факультетов университетов, занямающихся профессиональной подготовкой социальных работников. Только в Европе насчитывается свыше 500 учебных заведений, дающих образование в области социальной работы. В большинстве стран это образование финансируется государством, однако существует и немало частных учебных заведений, например в Италии, Франции.

В некоторых странах частный характер школ обусловлен их принадлежностью к определенной религиозной конфессии. Например, в Португалии, Испании и странах Латинской Америки число школ, принадлежащих Римской католической церкви, заметно превышает число светских учреждений.

Наибольшее число учебных заведений было открыто в 1960-е гг., когда социальная работа развивалась особенно бурно. В это время были созданы многие национальные и международные ассоциации социальных работников, начали издаваться профессиональные журналы, специализированные издания, был разработан международный этический кодекс социального работника.

Обучение социальных работников отражает специфику национальных систем образования. Так, в Японии существует достаточно широкий выбор программ: два года обучения в местном колледже, четыре года занятий в колледже или университете (самый распространенный вариант) и два года аспирантуры в университете с получением степени магистра. Два университета предлагают докторантуру. Хотя школы социальной работы существуют здесь в рамках высшего образования и зачастую при поступлении предъявляют к студентам те же требования, что и университеты, их нельзя равнять с ними.

Обучение продолжительностью тричетыре года рассматривается как узкотехническая, специализированная подготовка. Университеты предлагают широкое гуманитарное обучение. Выпускник школы получает диплом или степень социального работника.

В Великобритании нет единого образца образования в данной сфере. Обучение социальной работе осуществляется здесь в университетах, политехникумах, колледжах. Программы различны: четыре года обучения на степень бакалавра; один год обучения в аспирантуре; два года обучения для выпускников, закончивших другие факультеты; два или три года для студентов, не закончивших полностью курс университета.

Для Цитирования:
Виктория Сергеевна Новикова, Светлана Николаевна Испулова, Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе: традиции и инновации. Социальная политика и социальное партнерство. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: