По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Профессиональная ориентация молодёжи как составляющая системы кадрового обеспечения арктической зоны России

Ирина Степусь ведущий специалист Центра бюджетного мониторинга, Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск. E-mail: stepus@petrsu.ru
Светлана Шабаева директор Института экономики и права, доктор экономических наук, Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск. E-mail: shabaeva@petrsu.ru
Ключевые слова:

В условиях возрастающей роли Арктического макрорегиона в российской экономике проблема обеспеченности устойчивого развития этой стратегически важной территории квалифицированными кадрами приобретает всё бóльшую актуальность.

Литература:

1. Аналитическая записка о результатах исследования миграционных установок студентов на территории АЗ РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://arctic-union.ru/upload/medialibrary/c17/zapiska-o-rezultatakh-issledovaniya-migratsionnykh-ustanovok-studentov-na-territorii-azrf.pdf.

2. Комплекс мер, направленных на обеспечение субъектов Российской Федерации, расположенных в Арктической зоне, трудовыми ресурсами в соответствии с потребностью экономики на период до 2020 г. (утв. заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д. Рогозиным 26.02.2016 № 1580п-П12).

3. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 496 с.

4. Савченко А.И. Профессиональное самоопределение школьников / А.И. Савченко // Модернизация общего и профессионального образования [Электронный научный журнал]. — 2016. — № 07 (45). — URL: http://joumal.kuzspa.ru/articles/463/.

5. Сигова С.В. Кадровое обеспечение приоритетов развития Арктической зоны России — вклад системы высшего образования / С.В. Сигова, И.С. Степусь // Университетское управление: практика и анализ. — 2015. — № 5. — C. 19–29.

6. Степусь И.С. Стратегическое развитие экономики Арктического макрорегиона и его обеспеченность кадрами со средним профессиональным образованием / И.С. Степусь // Региональная экономика: теория и практика. — 2016. — № 11. — С. 66–80.

7. Шабаева С.В. Востребованные профессии в Арктической зоне России как отражение приоритетов развития экономики макрорегиона / С.В. Шабаева, Е.А. Фёдорова, И.С. Степусь // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2016. — № 7 (т. 1). — С. 104–117.

8. Occupational Barometer — tool for labour market anticipation [Электронный ресурс] / Central Baltic JobFerry. — URL: http://cbjobferry.eu/assets/CB-JF-No3-Interview_J.Marttinen_2012-05-23.pdf.

Структура и качество кадровой обеспеченности региональной экономики определяются ориентированностью населения, в первую очередь молодёжи и абитуриентов, на потребности рынка труда, мотивацией на осознанный профессиональный выбор. Социологические исследования показывают, что правильный выбор профессии в 2 раза уменьшает текучесть кадров, в 1,5 раза снижает стоимость затрат на переквалификацию работников, на 10–15% увеличивает производительность труда [4]. В то же время абитуриенты образовательных организаций в России всё ещё склонны выбирать профессии, основываясь на интуиции и с учётом имеющихся возможностей, нежели принимать в расчёт объективные факты регионального развития.

В силу специфических особенностей Арктической зоны Российской Федерации (далее — АЗ РФ), выражающихся в первую очередь в суровых природно-климатических условиях для жизни и профессиональной деятельности человека, проблема кадрового обеспечения АЗ РФ является наиболее острой по сравнению с другими регионами и макрорегионами Российской Федерации. Это требует более внимательного отношения и принципиально новых подходов к её решению.

В работах авторов [5; 6] отмечается, что в контексте кадрового обеспечения сдерживающим фактором стратегического развития АЗ РФ наряду с негативным влиянием демографических и миграционных процессов является не соответствующая потребностям региональных экономик структура подготовки кадров. Решение этой проблемы требует учёта множества факторов — экономических, социальных, психологических — и предполагает комбинацию разных методов административного регулирования, экономического стимулирования, мотивационно-просветительской работы. Важным составным компонентом последней группы методов является профориентационная деятельность, в том числе её информационная составляющая.

Отсутствие обоснованного и систематического информирования населения в наглядной и доступной форме о состоянии и перспективах стратегического развития АЗ РФ серьёзно осложняет эффективное использование кадрового потенциала в условиях стратегического развития этой территории. О значимости и необходимости такого информирования свидетельствуют результаты различных исследований. Так, например, по результатам опроса студентов, изучающих арктическое направление, о существовании отдельно выделенной на законодательном уровне Арктической зоны России знают лишь 33% опрошенных. Кроме того, выявлено, что чем больше студент знает об Арктической зоне РФ и позитивнее относится к перспективам её развития, тем позже он намерен покинуть регион (что фактически для многих означает отказ от миграции) [1].

Для Цитирования:
Ирина Степусь, Светлана Шабаева, Профессиональная ориентация молодёжи как составляющая системы кадрового обеспечения арктической зоны России. Ректор ВУЗа. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: