Структура и качество кадровой обеспеченности региональной экономики определяются ориентированностью населения, в первую очередь молодёжи и абитуриентов, на потребности рынка труда, мотивацией на осознанный профессиональный выбор. Социологические исследования показывают, что правильный выбор профессии в 2 раза уменьшает текучесть кадров, в 1,5 раза снижает стоимость затрат на переквалификацию работников, на 10–15% увеличивает производительность труда [4]. В то же время абитуриенты образовательных организаций в России всё ещё склонны выбирать профессии, основываясь на интуиции и с учётом имеющихся возможностей, нежели принимать в расчёт объективные факты регионального развития.
В силу специфических особенностей Арктической зоны Российской Федерации (далее — АЗ РФ), выражающихся в первую очередь в суровых природно-климатических условиях для жизни и профессиональной деятельности человека, проблема кадрового обеспечения АЗ РФ является наиболее острой по сравнению с другими регионами и макрорегионами Российской Федерации. Это требует более внимательного отношения и принципиально новых подходов к её решению.
В работах авторов [5; 6] отмечается, что в контексте кадрового обеспечения сдерживающим фактором стратегического развития АЗ РФ наряду с негативным влиянием демографических и миграционных процессов является не соответствующая потребностям региональных экономик структура подготовки кадров. Решение этой проблемы требует учёта множества факторов — экономических, социальных, психологических — и предполагает комбинацию разных методов административного регулирования, экономического стимулирования, мотивационно-просветительской работы. Важным составным компонентом последней группы методов является профориентационная деятельность, в том числе её информационная составляющая.
Отсутствие обоснованного и систематического информирования населения в наглядной и доступной форме о состоянии и перспективах стратегического развития АЗ РФ серьёзно осложняет эффективное использование кадрового потенциала в условиях стратегического развития этой территории. О значимости и необходимости такого информирования свидетельствуют результаты различных исследований. Так, например, по результатам опроса студентов, изучающих арктическое направление, о существовании отдельно выделенной на законодательном уровне Арктической зоны России знают лишь 33% опрошенных. Кроме того, выявлено, что чем больше студент знает об Арктической зоне РФ и позитивнее относится к перспективам её развития, тем позже он намерен покинуть регион (что фактически для многих означает отказ от миграции) [1].