По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656:612.821

Профессиональная надежность автоводителя — предпосылка безопасности его труда

Дятлов М. Н. старший преподаватель, Волгоградский государственный технический университет, 400005, г. Волгоград, пр. им. Ленина, д. 28
Долгов К. О. канд. техн. наук, доцент, Волгоградский государственный технический университет, 400005, г. Волгоград, пр. им. Ленина, д. 28
Тодорев А. Н. старший преподаватель, Волгоградский государственный технический университет, 400005, г. Волгоград, пр. им. Ленина, д. 28

Анализируются причины аварийности на транспорте. Определяется понятие надежности водителя автотранспорта. Показано, что уровень аварийности во многом зависит от надежности водителя. Выявлен комплекс взаимосвязанных медико-биологических, психофизиологических и внешних факторов надежности водителя. Обоснована роль профессиональной надежности водителя в повышении его работоспособности и безопасности труда. Статья обращает внимание специалистов по охране и безопасности труда на необходимость учитывать психофизиологические качества водителя в развитии его профессиональных навыков.

Литература:

1. Боровский Б. Е. Водителю 2-го и 1-го класса. — Л.: Лениздат, 1970. — 768 с.

2. Коноплянко В. И., Гуджоян О. П., Зырянов В. В., Березин А. С. Безопасность движения: Учебное пособие. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. — 72 с.

3. Романов А. Н. Автотранспортная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.— М.: Академия, 2002. — 224 с.

4. Филимонов С. В., Талышев С. Г., Илясов Ю. В. Основы управления транспортными средствами и безопасность движения: Учеб. пособие. — Пенза: Изд-во Пензенского государственного университетата, 2007. — 98 с.

5. Вайсман А. И. Гигиена труда водителей автомобилей. — М.: Медицина, 1988. — 192 с.

6. Сергеев С. Ф. Инженерная психология и эргономика: Учебное пособие. — М.: НИИ школьных технологий, 2008. — 176 с.

7. Петрушин А. Г., Комаров Ю. Я. Человек — транспортные средства: Учебное пособие. — Волгоград: ГТУ, 1996. — 105 с.

8. Куперман А. И., Афанасьев М. Б. Искусство управления автомобилем: Справ. пособие. — М.: Высшая школа, 2003. — 263 с.

9. Игнатов Н. А., Мишурин В. М., Мушегян Р. Т., Сергеев В. А. Приборы и методики психофизиологического обследования водителей автомобилей. — М.: Транспорт, 1978. — 88 с.

10. Дятлов М. Н. Приборы психофизиологического обследования водителей // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 59–61.

11. Дятлов М. Н. Электронные системы обучения водителя транспортного средства // Молодой ученый. — 2013. — № 3. — С. 52–56.

Высокий уровень автомобилизации, способствуя более полному удовлетворению перевозочных потребностей на рынке транспортных услуг, имеет и ряд негативных последствий, прежде всего аварийность на транспорте. Обстоятельства, при которых совершаются происшествия, чрезвычайно разнообразны. Но анализ причин, вызвавших происшествия, показал их известную общность, что позволило свести эти причины в однородные по характеру группы: несоблюдение правил движения водителями и пешеходами; несоблюдение водителями правильных приемов управления автомобилями, т. е. применение таких приемов, которые создают возможность заносов, опрокидывания, потери управления или поломки и порчи механизмов; снижение работоспособности водителей и безопасности их труда вследствие переутомления или под влиянием причин, вызывающих изменения самочувствия и неправильное восприятие дорожной обстановки; неудовлетворительное техническое состояние автомобилей и несоблюдение правил их технического использования; неудовлетворительное состояние и содержание дорог; неправильная организация движения [1, с. 703].

Как правило, дорожно-транспортные происшествия вызываются одновременно несколькими причинами. Обычно показатели аварийности жестко связывают с уровнем автомобилизации. Тем не менее анализ дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в наиболее развитых странах показывает, что, несмотря на высокие темпы автомобилизации, имеются возможности в общегосударственном масштабе добиться значительного снижения ДТП и поддерживать достаточно стабильно эти показатели аварийности. В качестве примеров можно привести такие страны, как Япония, Германия, США, Англия, Швеция и др. Такие существенные результаты в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения были достигнуты за счет реализации общегосударственных комплексных программ борьбы с аварийностью. Эти программы были направлены на инженерное обеспечение организации дорожного движения. Были выделены значительные капиталовложения в строительство и содержание дорог совершенствование системы организации дорожного движения, внедрение автоматизированных систем управления дорожным движением, разработку конструкций безопасных автомобилей, улучшение программ подготовки водителей.

Для Цитирования:
Дятлов М. Н., Долгов К. О., Тодорев А. Н., Профессиональная надежность автоводителя — предпосылка безопасности его труда. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: