В настоящее время на просторах рынка светодиодного освещения для учреждений здравоохранения и школ возникли серьезные противоречия между потребностями бизнеса и нормативными документами, которые отражают мнение специалистов здравоохранения, которые характерны не только для российского светодиодного рынка, но и для рынка США [1, 2, 3].
Методической основой для разрешения этого противоречия может стать соблюдение принципов профессиональной деонтологии всеми участниками конфликта с учетом результатов комплексного исследования по влиянию светодиодного освещения на зрительный анализатор и здоровье человека (рисунок).
За рубежом такие комплексные исследования проводятся в рамках борьбы с эпидемией миопии и сохранения здоровья человека, а в нашей стране встречаются только разрозненные публикации по геронтологии [4] и офтальмологии [5].
В современных экономических условиях врачу-гигиенисту очень важно для себя лично строго соблюдать принципы профессиональной деонтологии, которую медицинская деонтология рассматривает как учение о долге не только перед больными, но и перед всем обществом. Именно эта направленность деонтологических проблем имеет особое значение для отечественной гигиенической науки, главной профилактической дисциплины в системе здравоохранения, разрабатывающей научные основы оздоровления условий жизни, труда, быта и отдыха людей, сохранения и улучшения их здоровья [6].
С этих позиций целесообразно рассматривать результаты по исследованию влияния светодиодного освещения на психофункциональное состояние человека. Результаты этих исследований являются медицинской основой при продвижении светодиодного освещения его производителями.
В 2010 г. специалисты Роснанотехнологии (лоббисты отечественной светодиодной светотехники) совместно со специалистами НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН провели комплекс исследований по влиянию светодиодного освещения на детей и подростков. Критерием гигиенической оценки служила динамика психофункционального состояния добровольцев-волонтеров при значительной зрительной (1 час работы с черно-белым текстом) и умственной нагрузке при работе в условиях общего освещения (400 люкс), с использованием светодиодов и люминесцентных ламп. Из всего многообразия светодиодных светильников для испытаний были представлены два типа светодиодных светильников – с рассеивателем и без него по рекомендациям НИИ СФ РАН. Основные результаты эксперимента, проведенного Научным центром здоровья детей РАМН, показали, что при использовании светодиодного светильника Beta Lux 1-30 работоспособность повысилась на 12 %, а утомляемость не превышала показателей контрольной группы. В то же время эти же исследователи обнаружили, что при освещении светильником, изготовленным по рекомендации НИИ СФ, работоспособность и утомляемость волонтеров ухудшалась в два раза [7].