Общество всегда предъявляло высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя. Выяснением главенствующих профессионально значимых качеств личности учителя занимались многие исследователи, и их выводы были неоднозначны. В настоящее время в связи с появлением профессионального стандарта педагога этот вопрос приобрёл первостепенное значение.
«Профессиограмма — документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки» [3, с. 87].
Для выполнения большого многообразия функций учителю, по мнению Н.И. Болдырева, необходимы следующие умения: устанавливать деловые отношения с администрацией школы, с родителями, общественностью (умения общения, по сегодняшним представлениям, близкие к коммуникативным); информационные умения и навыки; умение ярко, выразительно, логично излагать свои мысли (по сегодняшним представлениям — дидактические и речевые); умение убедить, привлечь к себе, сделать своим сторонником (по сегодняшним представлениям — дидактические, коммуникативные) [2, с. 132].
Рассмотрим профессиограмму с точки зрения функционального принципа. А.И. Щербаков, Н.А. Рыков выделили восемь функций учителя в школе. Им принадлежит следующая классификация функций учителя: информационная (учитель транслирует ту или иную информацию); развивающая (развивает мышление, воображение, те или иные умения, речь и т.д.); ориентирующая (ориентирует в многообразии информации, нравственных ценностях); мобилизационная (мобилизует на выполнение упражнений, заданий, дел); конструирующая (конструирует урок, внеклассное дело, разноуровневые задания, самостоятельные работы, общение и многое другое); коммуникативная (функция общения с родителями, другими учителями, администрацией, психологами, валеологами и пр.); организационная (организует учащихся, других учителей, родителей, самого себя, а также уроки, внеклассные дела, которые проводит); исследовательская (умеет исследовать как отдельную личность, группу учащихся — коллектив, так и обученность и воспитанность учащихся и т.д.).