— Как профтехобразование в России адаптируется к новым вызовам современного мира?
— Многие учебные заведения адаптируют учебные программы под запросы работодателей, тем не менее в ряде случаев подготовка кадров остается в компетенции самих предприятий. Например, из реестра образовательных программ исключены программы обучения таким профессиям, как токарь и фрезеровщик.
Профтехобразование в большей степени трансформируется с позиций проектного взаимодействия. Фундаментальные знания, безусловно, остаются неизменными. Востребованные навыки, необходимые в будущем, уже сегодня формируют новые модели обучения. Именно поэтому мы взаимодействуем с вузами в части разработки профильных программ обучения и создаем дисциплины с применением принципов проектной деятельности.
Среднее специальное техническое образование также переходит на новый уровень. В 2018 году подмосковные колледжи объединились в проект «Цифровой колледж». Это виртуальная платформа, на которой собраны восемь онлайн-курсов, теоретические и лабораторно-практические материалы по 36 профессиям и 34 компетенциям.
Большинство предприятий холдинга активно инициируют сотрудничество с колледжами. Например, Коломенский завод, входящий в группу компаний ТМХ, не стал исключением и активно внедряет элементы дуального обучения на своей производственной площадке. Теоретическая часть обучающей программы реализуется на базе профессионального колледжа, в том числе с привлечением экспертов Коломенского завода, а практические навыки студенты получают на предприятии или на специализированных полигонах. Такая практика впоследствии будет распространена на всех предприятиях холдинга.
— Если говорить об изменениях, какие профессии исчезнут в ближайшие годы?
— Говорить, что какая-то специальность скоро исчезнет, не совсем корректно, она, скорее, трансформируется. Какие бы ни создавались «умные» станки и оборудование, есть профессии, которые остаются на вес золота. Например, профессия фрезеровщика. Будут востребованы специальности, связанные с технологиями. В научном сообществе набирает популярность модель 4К: креативность, коммуникация, критическое мышление и командная работа. Это ключевые навыки современного человека и специалиста будущего в любой сфере. Возможно ли развить эти компетенции у роботизированной машины?