Указ Президента РФ от 26 мая 2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» предложил юридическому сообществу обратить внимание на необходимость «…увеличения объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования…». Научная общественность давно бьет тревогу по поводу катастрофического снижения качества обучения будущих юристов1 . Переход на «Болонский процесс» не только не решил имеющихся проблем, но и в определенном смысле усугубил имеющиеся. «Эксперты отмечают, что в постсоветские годы уровень высшего образования, в том числе и гуманитарного, значительно упал»2 . Это верно и в отношении высшего юридического образования, качество которого заметно снижается. Причинами этого называют снижение уровня школьного образования, введение ЕГЭ, отказ от специалитета и переход к бакалавриату, введение подушевого финансирования, недофинансирование, низкую оплату труда профессорско-преподавательского состава, снижение престижа профессии преподавателя, необязательность посещения учебных занятий студентами, неудовлетворительную организацию прохождения студентами практики, недостаточное применение на занятиях активных форм обучения в виде деловых игр, диспутов, решения микро- и проблемных ситуаций, неоправданно большое количество юридических факультетов с малым количеством студентов и ряд других причин»3 .
К сожалению, в большинстве вузов страны действительно имеются проблемы, связанные с явно недостаточным вниманием к практической составляющей обучения. Не только студент, но и выпускник-юрист, как правило, испытывает серьезные затруднения в самых необходимых прикладных знаниях и навыках — как вести деловую переписку, составить протокол, постановление, обвинительное заключение или иной правоприменительный акт; как помочь гражданам подготовить необходимые им документы, защищая их права; как оптимальным путем пройти официальные процедуры, преодолеть бюрократические препоны и т.п.4 .