Практика программно-целевого планирования муниципального развития продолжает оставаться актуальной и востребованной.
Место муниципальных программ в системе муниципального управления определяется тем, что вектор, цели, задачи и общие механизмы муниципального развития определяются стратегическими документами, основным из которых на муниципальном уровне является программа социально-экономического развития муниципалитета. Цели муниципального развития конкретизируются по направлениям деятельности, и это определяет направленность муниципальных программ.
Количество муниципальных программ предопределяется реализуемыми полномочиями и функционалом структурных подразделений муниципальной администрации. Возможный перечень муниципальных программ и подпрограмм исходит к вопросам местного значения для соответствующего типа муниципального образования [1] и в общем виде представлен в таблице.
Разработка муниципальной программы осуществляется последовательно. Алгоритм разработки муниципальных программ представлен на рис. 1.
Разработка муниципальных программ основываться на следующих теоретических позициях:
● программы являются монофункциональными — каждая программа связана только с одной функцией;
● программы имеют четкое иерархическое построение — каждая программа состоит из подпрограмм, которые в свою очередь разделяются на направления деятельности и проекты. Каждая подпрограмма относится только к одной программе, так же как каждое направление и каждый проект — только к одной подпрограмме;
● объем каждой программы должен быть оптимальным для эффективного управления ее реализацией;
● в программах и подпрограммах должна быть очевидной взаимосвязь между ресурсами и ожидаемыми результатами;
● инструментарий оценки эффективности программ должен учитывать все виды затрат (текущие и капитальные) и соотносить их с полученными результатами;
● должна быть установлена четкая управленческая подотчетность за реализацию подпрограмм и проектов путем их закрепления за определенной управленческой единицей.