По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Проектно-исследовательский подход к преподаванию магистрам дисциплины «Анализ данных»

А.Л. Калабин Тверской государственный технический университет (ТвГТУ), факультет информационных технологий, кафедра программного обеспечения

Для формирования у магистров навыков проектной работы при изучении дисциплины «Анализ данных» в Тверском государственном техническом университете разработан, развит и модифицирован программный проект командной работы.

Литература:

1. http://www.tadviser.ru/

2. Палюх, Б.В., Калабин, А.Л., Язенин, А.В., Биллиг, В.А. Подготовка ИТ- специалистов в университетах Твери. — М : АП КИТ. — Сборник докладов 5 Всероссийской конф. «Преподавание информационных технологий в РФ», Тверь, май, 2007. — Текст : непосредственный.

3. Переверзев, В., Фомин, С. Проектно-организованное обучение в высшем техническом образовании. — URL: http://www.intuit.ru/ studies/courses/14584/1291/info. — Текст : электронный.

4. Нестеров, С.А. Базы данных. Интеллектуальный анализ данных: учеб. пособие / С.А. Нестеров. — Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического университета, 2011. — 272 с. — Текст : непосредственный.

5. Калабин, А.Л., Туляков, А.В. Программная система для анализа текстов. — Санкт-Петербург : Изд-во Политехн. ун-та, 2018. — 112 с. — В кн. Сб. трудов 31-й Международной конференции «Математические методы в технике и технологии». — Т. 8. — Санкт-Петербург, 10–14 сентября 2018 г. — С. 55–58. — Текст : непосредственный.

6. Калабин, А.Л., Корнеева, Е.И., Тямкаева, Е.В. Оценка информационных критериев отбора значимых признаков в методах Text Mining. — Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического университета, 2018. — 112 с. — В кн. Сб. трудов 31-й Международной конференции «Математические методы в технике и технологии». — Т. 6. — Санкт-Петербург, 10–14 сентября 2018 г. — С. 105–108. — Текст : непосредственный.

7. Калабин, А.Л., Корнилов, В.А. Программная система для интеллектуального анализа сайтов. — Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического университета, 2018. — 112 с. — В кн. Сб. трудов 31-й Международной конференции «Математические методы в технике и технологии». — Т. 6. — Санкт-Петербург, 10–14 сентября 2018 г. — С. 102–104. — Текст : непосредственный.

8. Автоматическая обработка текстов на естественном языке и компьютерная лингвистика : учеб. пособие / Большакова Е.И., Клышинский Э.С., Ландэ Д.В., Носков А.А., Пескова О.В., Ягунова Е.В. — Москва : МИЭМ, 2011. — 272 с. — ISBN 978–5–94506–294–8. — Текст : непосредственный.

Последние несколько лет характеризуются очередным приходом искусственного интеллекта (ИИ) в ИТ и актуальностью использования Data Mining. По оценкам аналитиков, к 2022 г. суммарный объём рынка технологий ИИ увеличится до $52,5 млрд, или в 4 раза по сравнению с уровнем 2017 г. В 2019 г. специализирующиеся на ИИ-технологиях стартапы привлекли рекордные вложения — $26,6 млрд, заключив более 2200 сделок по всему миру [1]. Это определяет растущую востребованность ИТ-специалистов в области ИИ, что подтверждается данными с сайта hh.ru — крупнейшей российской компании интернет-рекрутмента.

Определены четыре основных столба высшего ИТ-образования: студенты, преподаватели, индустрия и учебные программы [2]. Главное — это студенты и связанные с ними проблемы, среди которых особо выделим следующие: работа студентов на предприятиях; работа в команде; выходной поток и соответствие актуальным требованиям индустрии.

Студент 3–4-го курсов и магистр — почти специалист, поэтому применяется проектный подход [3] к большинству дисциплин, в частности к дисциплине «Анализ данных». Актуальность такого подхода возникла и подтверждается при обсуждении с работодателями результатов производственной практики и начального опыта работы молодых специалистов, которые неплохо умеют решать отдельные этапы проекта и малые задачи, но весьма слабы в системе реализации проекта в целом.

Для подготовки магистров, диссертации которых должны содержать элементы научной новизны, применяется проектный — исследовательский — подход [3] к 3-семестровой дисциплине «Анализ данных» и Text Mining. Учебный проект выполняет группа магистров, в состав которой входит архитектор — интегратор проекта. У каждого участника — персональные задания и ответственность, в которые входят: изучение и презентация алгоритмов и их теории; программная реализация отдельных методов с поэтапным выводом промежуточных результатов; демонстрация тестирования — публичная защита своей части проекта; анализ реальных данных с извлечением знаний с доказательством их новизны.

Для Цитирования:
А.Л. Калабин, Проектно-исследовательский подход к преподаванию магистрам дисциплины «Анализ данных». Ректор ВУЗа. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: