— Уважаемые коллеги, судя по всему, наступает час Х, когда проектировщики и строители должны выяснить отношения и постараться восстановить классическую иерархию — архитектор — проектировщик — подрядчик. Со стороны Минстроя России при участии Главгосэкспертизы прозвучали обвинения в «низком качестве подготовки ПСД, что тормозит развитие строительной отрасли». Насколько объективны претензии министра, на чем они основаны?
Виктор Новоселов: — Новый министр Владимир Якушев при назначении заявил, что готов к общению со всеми представителями сообщества. Хочется верить, что новый состав Общественного совета Минстроя РФ будет более представительным с точки зрения вхождения в него большего количества представителей профессиональных ассоциаций и союзов, в том числе и проектировщиков. Прежде чем критиковать проектировщиков за низкий уровень качества работы, неплохо было бы с ними встретиться для обсуждения накопившихся проблем. Кстати, приглашение представителей Минстроя РФ на деловую программу, которую проводил в рамках выставки RosBuild Союз проектировщиков РФ совместно с комитетом ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства, было оставлено без внимания. Это как раз и говорит о реальном интересе со стороны Минстроя к проблемам в области проектирования.
На уровень качества создаваемых проектов влияет множество факторов — социально-экономических, технических и др. Прежде всего, в стратегии развития строительной отрасли РФ, на наш взгляд, отсутствует до конца продуманная стратегия развития строительной науки, архитектуры, проектирования и инженерных изысканий на базе современных цифровых технологий. Заниженная оценка труда архитекторов и проектировщиков ведет к снижению интеллектуального потенциала в строительной отрасли и утечке мозгов из регионов в Москву и за рубеж.
Требуется кардинальный пересмотр системы ценообразования в проектировании. Для сравнения: доля стоимости проектных работ в общей стоимости СМР за рубежом составляет 8–10 %, в РФ — всего 1–3 %. В профильных вузах нет специализации инженеров-проектировщиков в области строительства. Профессиональное сообщество отстранено от прямой законотворческой деятельности. Несмотря на неоднократные предложения, не созданы совместные аналитические центры и обратная связь профильных министерств с проектным сообществом. В депутатском корпусе нет проектного лобби, в отличие от финансового, строительного, банковского. Вместе с тем мы не снимаем с себя ответственности за ситуацию, в который мы сами оказались. Сейчас мы сформировали новое понимание взаимоотношений с министерством строительства и будем ему следовать.