По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 661.497.23

Проектирование рабочего квазимеханизма управляемой затяжки на основе трехдисковой плоской почти мгновенно изменяемой системы

Никишкина А.Б. ассистент, МГТУ им. Н.Э. Баумана, филиал в Калуге, 248000, Калуга, ул. Гагарина, д. 3, e-mail: ab_nikishkina@rambler.ru
Астахов М.В. д-р техн. наук, профессор, МГТУ им. Н.Э. Баумана, филиал в Калуге, 248000, Калуга, ул. Гагарина, д. 3, e-mail: mvastahov@gmail.com

При проектировании конструкций механизмов актуальным является решение задачи управления их внутренними силами с целью создания адаптивных машин, автоматически подстраивающихся под внезапно возникающую, превышающую расчетную внешнюю нагрузку. Исследовано напряженное состояние трехдисковой плоской почти мгновенно изменяемой системы с целью ее использования в управляемых затяжках. Рассмотрено изменение сил, возникающих в стержнях данной системы, в зависимости от управляющего момента силы и углов наклона каждого стержня. По результатам расчетов построены графики изменения внутренних сил в стержнях почти мгновенно изменяемой системы и даны рекомендации о конструктивных границах ее применения в проектировании силовых конструкций.

Литература:

1. Астахов М.В. Управление проектированием: монография. — М.: Издво МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. — 360 с.

2. Беленя Е.И. Предварительно-напряженные несущие металлические конструкции. 2‑е изд. — М., 1975. — 560 с.

3. Brubaker E.H., Dennison T.D. Use of the Battelle Drop Weight Tear Test for Determining Notch Toughness of Line Pipe Steel// Mechanical Working of steel III, Proc.Am. Inst. of Mining, Metallurgical and Petroleum Engineering. Conf. — Pittsburg, Tan, 1965 — P. 132

4. Magnel G. Prestressed steel structures. — Struct. Engrg, 1971. — P. 125

5. Bierett G. Berechnung und Gestaltung der Kranbahnen. — Stahl und Eisen, 1966, 86, — P. 212.

6. А. с. 1217700 СССР, МКИ В60 Р3/22. Автоцистерна / М.В. Астахов, Ю.М. Макутонин, И.И. Станиславчук (СССР). — № 3804926/27–11. Заявлено 23.10.84. Опубл. 15.11.85. Бюл. № 10. — 3 с.: ил.

7. А. с. 1475843СССР, МКИ В60 Р1/28, В62 Д 21/00. Подъемная платформа самосвального транспортного средства / М.В. Астахов, В.В. Дикарев (СССР). — № 4270894/30–11. Заявлено 27.04.87. Опубл. 30.04.89. Бюл. № 16. — 3 с.: ил.

8. Астахов М.В., Тюрин Е.А. Снижение материалоемкости и повышение ресурса машин с помощью управляемых затяжек // Тракторы и сельскохозяйственные машины. — 2007. — № 6. — С. 48–49.

9. Дарков А.В., Шапошников Н.Н. Строительная механика. — М.: Высшая школа, 1986. — 310 с.

10. Астахов М.В., Никишкина А.Б. Исследование напряженно- деформированного состояния (НДС) трехдисковой плоской почти мгновенно изменяемой системы // Наука и образование. — 2012. — № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http:// technomag. bmstu.ru/doc/315859. html.

11. Астахов М. В. Применение тонкостенных конструкций в сельхозмашиностроении // Тракторы и сельскохозяйственные машины. — 2003. — № 7. — С. 25–27.

Создание адаптивных машин, «подстраивающихся» под внезапно возникающую нерасчетную внешнюю нагрузку, превышающую заданную при проектировании, является актуальной задачей, решение которой позволит уменьшить количество аварий и катастроф, в частности и некоторых, связанных с человеческим фактором.

Кроме того, адаптивность машины дает возможность менять ее напряженно-деформированное состояние (НДС) не только в экстремальных случаях, но и при установившемся режиме работы с целью недопущения превышения рабочими напряжениями в наиболее опасных зонах конструкций предела выносливости материала, из которого они изготовлены, а значит, увеличивать ресурс.

Одним из возможных вариантов управления внутренними силами при конструировании таких машин и их механизмов является применение управляемых затяжек, теория которых разработана в [1]. Там же сформулировано определение управляемой затяжки: «Управляемой затяжкой можно назвать напрягающий элемент или систему элементов, создающих в напрягаемой конструкции в заданный момент времени внутренние силы, уменьшающие либо полностью компенсирующие внутренние силы от основной внешней нагрузки».

Широко известны методы создания предварительного напряжения в металлоконструкциях с помощью неуправляемых затяжек [2]. Их можно трактовать как систему напрягающих элементов, которые постоянно (даже если внешняя нагрузка отсутствует) создают в напрягаемой конструкции предварительные внутренние силы, которые должны уменьшать внутренние силы от появляющейся основной внешней нагрузки. Большое число систем с такими затяжками описано в [3–5]. Но в [1] доказано, что увеличение ресурса напрягаемой системы с применением неуправляемых затяжек не происходит.

Управление НДС деталей, узлов и агрегатов, работающих под нагрузкой, циклически меняющейся во времени, с помощью затяжек предполагает использование либо внешних энергетических источников (например, [6–7]), либо энергию упругого деформирования основной конструкции [8].

В обоих случаях на основе небольшой сосредоточенной управляющей силы F, приходящей на входной элемент затяжки, на выходном элементе возникает большая управляемая сила, влияющая на НДС конструкции машины.

Для Цитирования:
Никишкина А.Б., Астахов М.В., Проектирование рабочего квазимеханизма управляемой затяжки на основе трехдисковой плоской почти мгновенно изменяемой системы. Главный механик. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: