По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Проектирование корпоративных музеев. ГАЗ. Курс на профориентацию

Соколова К. директор по развитию, ООО «Сиб.Проект»

Как не бывает двух одинаковых рек для строительства гидроэлектростанции, так и в деле создания музея не бывает стандартного рецепта. Все решает исследование, которое предшествует проекту. В наше время все больше предприятий чувствуют недостаток кадрового резерва для своих производств. В концепции было принято принципиальное решение — сделать значительный акцент на профориентационные задачи музея, при этом расширить его аудиторию, включив в нее посетителей с детьми самого юного возраста. Так в музее появилась интерактивная экспозиция, размещенная на третьем этаже здания музея, которая предназначена для работы с детьми и молодежью.

Как не бывает двух одинаковых рек для строительства гидроэлектростанции, так и в деле создания корпоративного музея не бывает стандартного рецепта. Все решает исследование, которое предшествует проекту. В первую очередь, надо определить, для чего нужен корпоративный музей данному предприятию. Какие он должен решать задачи, какие цели преследовать? Точнее, что приоритетно: сохранение индустриального наследия, развитие туризма, профориентация и формирование кадрового резерва или формирование имиджа и лояльности потребителя? Ответ на этот вопрос определяет все: расположение, площадь, планировку, доступность музея для посетителей, архитектуру и дизайн экспозиции, технические приемы, оснащение, и др.

Рассмотрим на примере Музея истории ГАЗ некоторые аспекты работы по созданию экспозиции.

К началу реконструкции музей при автозаводе существовал уже более 60 лет и был известен среди местных жителей, туристов и любителей истории автомобильного дела. Над предыдущей экспозицией музея, открытие которой состоялось в 1981 году, трудился внушительный коллектив авторов. Концепцию разрабатывал старший научный сотрудник отдела музееведения НИИ Культуры Вениамин Гдальевич Лурье, годом позже издавший книгу «Музей на предприятии», а над архитектурно-художественной концепцией трудился Литовский художественный фонд из Вильнюса. Это был выдающийся музей знаменитого завода, однако со временем он стал тесным для растущей коллекции и растерял свою актуальность для широкой публики. Закрытие на длительную реконструкцию и реэспозицию вызвало негативные эмоции у потенциальных посетителей, в силу постоянной востребованности музея.

В конкурсе на создание новой экспозиции музея, который проводила рабочая группа Горьковского автозавода, победило не столько ценовое предложение, сколько концептуальная идея компании «Сиб Проект». Основной задачей при изменении экспозиции было сохранение коллекции автомобилей и обеспечение условия для экспонирование дополнительных 13 автомобилей. Другой задачей — модернизация музея и недопущение утраты его прежней востребованности. Согласно представленной идее каждый автомобиль предлагалось представить не только как результат работы команды создателей автомобиля с точки зрения новаторства его технических решений, но и как объект истории развития нашего общества и страны. Эта концепция и была реализована — автомобили Горьковского автозавода показаны как часть исторической эпохи, которую они олицетворяли. Так, легендарный первый автомобиль ГАЗ-АА в экспозиции как будто сходит с конвейера, популярная Волга ГАЗ-21 становится героем киносъемки, фешенебельные Чайки ГАЗ-13 и ГАЗ-14 «позируют» на фоне кремлевских стен, а труженики грузовики — каждый в своей роли — «поднимают» сельское хозяйство, промышленность, торговлю. Музейные тексты, предметы, личные комплексы создателей автомобилей, визуальный ряд, технические решения — работают на данную идею, дополняя рассказ о каждом автомобиле, его создании и его роли в истории.

Для Цитирования:
Соколова К., Проектирование корпоративных музеев. ГАЗ. Курс на профориентацию. Музей. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: