По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 519.852

Проектирование и целевое программирование профессиональной деятельности в сфере кинезиотерапии и кинезиореабилитации

Коршунов Олег Иванович кандидат медицинских наук, доцент кафедры спортивной медицины, ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры»
Куропаткина Нина Андреевна кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивной медицины, ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры»
Скворцов Всеволод Владимирович доктор медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней ВолгГМУ
Федотова Ирина Викторовна кандидат медицинских наук, доцент кафедры спортивной медицины, ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры»
Мабудзаде Чингиз Камранович студент 6-го курса лечебного факультета ВолгГМУ
Лукина Мария Александровна студентка 5-го курса лечебного факультета ВолгГМУ

Представлена методология проектирования и последующего целевого программирования деятельности инструктора-методиста в системе кинезиореабилитационных мероприятий.

Литература:

1. Донской Д. Д. Законы движений в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1968. — 175 с.

2. Коршунов О. И. От кинезотерапии к кинезореабилитации / О. И. Коршунов, Н. А. Куропаткина, О. А. Шулакова // Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Лечебная физкультура: достижения и перспективы развития». — М.: ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ», 2013. — С. 112–113.

3. Коршунов О. И. Очерки теории и методики лечебной физкультуры и кинезореабилитации / О. И. Коршунов, Н. А. Куропаткина. — Волгоград: ФГБОУ ВПО ВГАФК, 2015. — 164 с.

4. Мошков В. Н. Общие основы лечебной физкультуры. — М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1963. — 356 с.

5. Науменко Ю. В. Методология, концепция и технология здоровьеформирующего образования // Отечественная и зарубежная педагогика: научно- и информационно-аналитический журнал. — 2013. — № 5 (14).

6. Петленко В. П. Основные методологические проблемы теории медицины. — Л.: Медицина, 1982. — 256 с.

7. Собянин Ф. И. О сущности физической культуры // Теория и практика физической культуры. — 2010. — № 4. — С. 20–24.

Под кинезиотерапией подразумевается лечение движениями, а под кинезиореабилитацией (КР) — целенаправленный процесс восстановления и компенсации утраченных двигательных и вегетативных реакций, лечение, восстановление, профилактика травм и заболеваний [2]. На сегодняшний день очевиден факт необходимости научного обоснования содержания и планирования, целевого программирования профессиональной деятельности субъектов лечебно-реабилитационного процесса.

Двигательная активность реабилитанта проектируется и регламентируется врачами и реабилитологами, программируется инструкторами-методистами. Одной из целей реабилитационного процесса является необходимость научно аргументировать и четко представить процесс использования средств и методов кинезиореабилитации для оздоровления, лечения и восстановления больных и реконвалесцентов в комплексе с другими средствами и методами.

Физическая культура и кинезиореабилитация граничат с разными значимыми областями, в первую очередь — культура и биомеханика движения. Со стороны культурологической сферы необходимо рассматривать познавательную (гносеологическую), природо- и социально-преобразующую, включающая человекопреобразующую (гуманистическую), ценностную (аксиологическую) и другие, которые вместе с потребностно-деятельностным постулатом составляют культурологический уровень методологии кинезиореабилитации.

Гносеологическая функция культуры возлагает обязанность изучать постулаты составляющих систему кинезиореабилитационных мероприятий и выявлять законы и научно-методические принципы этой науки. Человекопреобразующая функция заключается в возможности на основании законов и научных принципов медицины, педагогики физической культуры строить такие научно обоснованные методики кинезиоребилитации, которые обеспечат необходимый результат. Аксиологическая функция раскрывает иерархию духовных, идейных, вещных и процессуальных ценностей для врачей, реабилитологов и реабилитантов.

Под ценностью понимают осознание людьми своих потребностей, а также способность предметов и процессов внешнего мира удовлетворять эти потребности. Ценность выступает как фиксированное, устойчивое представление о желаемом. Аксиологический подход рассматривает ценность одновременно как потребность и как средство удовлетворения потребности в лечебно-реабилитационной и профилактической деятельности.

Для Цитирования:
Коршунов Олег Иванович, Куропаткина Нина Андреевна, Скворцов Всеволод Владимирович, Федотова Ирина Викторовна, Мабудзаде Чингиз Камранович, Лукина Мария Александровна, Проектирование и целевое программирование профессиональной деятельности в сфере кинезиотерапии и кинезиореабилитации. Терапевт. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: