Под кинезиотерапией подразумевается лечение движениями, а под кинезиореабилитацией (КР) — целенаправленный процесс восстановления и компенсации утраченных двигательных и вегетативных реакций, лечение, восстановление, профилактика травм и заболеваний [2]. На сегодняшний день очевиден факт необходимости научного обоснования содержания и планирования, целевого программирования профессиональной деятельности субъектов лечебно-реабилитационного процесса.
Двигательная активность реабилитанта проектируется и регламентируется врачами и реабилитологами, программируется инструкторами-методистами. Одной из целей реабилитационного процесса является необходимость научно аргументировать и четко представить процесс использования средств и методов кинезиореабилитации для оздоровления, лечения и восстановления больных и реконвалесцентов в комплексе с другими средствами и методами.
Физическая культура и кинезиореабилитация граничат с разными значимыми областями, в первую очередь — культура и биомеханика движения. Со стороны культурологической сферы необходимо рассматривать познавательную (гносеологическую), природо- и социально-преобразующую, включающая человекопреобразующую (гуманистическую), ценностную (аксиологическую) и другие, которые вместе с потребностно-деятельностным постулатом составляют культурологический уровень методологии кинезиореабилитации.
Гносеологическая функция культуры возлагает обязанность изучать постулаты составляющих систему кинезиореабилитационных мероприятий и выявлять законы и научно-методические принципы этой науки. Человекопреобразующая функция заключается в возможности на основании законов и научных принципов медицины, педагогики физической культуры строить такие научно обоснованные методики кинезиоребилитации, которые обеспечат необходимый результат. Аксиологическая функция раскрывает иерархию духовных, идейных, вещных и процессуальных ценностей для врачей, реабилитологов и реабилитантов.
Под ценностью понимают осознание людьми своих потребностей, а также способность предметов и процессов внешнего мира удовлетворять эти потребности. Ценность выступает как фиксированное, устойчивое представление о желаемом. Аксиологический подход рассматривает ценность одновременно как потребность и как средство удовлетворения потребности в лечебно-реабилитационной и профилактической деятельности.