По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 321

Проект «Государственная миграционная политика в моноэтничном регионе: опыт Европейского союза и предпосылки ее институционализации в Российской Федерации»

Елена Степановна Устинович д-р полит. наук, доцент, профессор кафедры экономики, управления и аудита, Юго-Западный государственный университет

В современной российской науке миграционные процессы рассматриваются преимущественно в рамках экономических наук или развивающейся отрасли социологии — социологии миграции. Исследования, как правило, ограничиваются методологическим инструментарием данных наук. Между тем современные миграционные процессы и формирование государственной миграционной политики в различных ее аспектах во многом сегодня находятся в плоскости политического управления.

Литература:

1. Указ президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» //СЗ РФ. — 2012. —№ 52. — Ст. 7477.

2. Постановление правительства РФ от 27.11.2014 № 1269 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)» (утратило силу) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base. garant.ru/70811036/#ixzz55EvptpHC (дата обращения: 01.09.2018).

3. Конспект выступления президента РФ В. В. Путина на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 01.01.2018).

4. Миграция населения: 40 лет исследований в Центре по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (1967–2007 гг.). Аннотированный библиографический указатель / Авт.-сост. И. В. Ивахнюк. — М.: СП Мысль, 2007.

5. Устинович Е. С. Национальная политика в субъекте Российской Федерации и формирование ее правовых основ //Конституционное и муниципальной право. — 2013. — № 4. — С. 45–47.

6. Устинович Е.С.,Шаповалов А. И. Взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с национальными и религиозными организациями как фактор общественнополитической стабильности региона (на примере Курской области) / // Мат-лы Всероссийской науч.-практ.конф.»О влиянии национального и религиозного факторов на политическую стабильность в постсоветском пространстве». Часть II (Москва, 30 ноября 2012 г., РАНХ и ГС при Президенте РФ) // Вопросы национальных и федеративных отношений. — 2013. — № 1.

В современной российской науке миграционные процессы рассматриваются преимущественно в рамках экономических наук или развивающейся отрасли социологии — социологии миграции. Исследования, как правило, ограничиваются методологическиминструментарием данных наук. Между тем современные миграционные процессы и формирование государственной миграционной политики в различных ее аспектах во многом сегодня находятся в плоскости политического управления.

Таким образом, современные научные исследования в большинстве своем не опираютсяна методологический инструментарий современной политической науки, в частности науки политического управления. В основе проекта лежит «управленческий подход» к объяснению политических реалий современных миграционных процессов в Российской Федерации. Новизна проекта состоит воперировании методологическим инструментарием «сравнительной политологии» при проведении сравнительного анализа государственной (региональной) миграционной политики стран Европейского союза и заимствования ее положительных элементов для регионов России.

Проект направлен на разработку эффективной концепции государственной миграционной политики на региональном уровне с учетом этнической специфики российских регионов.

Данная проблематика основывается на разделении российских регионов на два типа: регионы, в которых исторически существует традиция поликультурности, где выработаны механизмы межнационального взаимодействия и сформировалась межэтническая иерархия. Второй тип — регионы, где современная поликультурность является новым явлением. К ним, в свою очередь,относятся регионы юга России, которые изначально являются поликультурными, но не испытывали большого наплыва мигрантов, а также регионы Центральной России, которые долгое время были моноэтничными, а в условиях нарастания миграционных потоков, размещения в центральных районах страны беженцев, вынужденных переселенцев и появления национальных диаспор становятся полиэтничными. Из данного разделения вытекает противоречие существующей государственной миграционной политики, которая не учитывает этнический состав российских регионов и предлагает единую модель для страны в целом.

Для Цитирования:
Елена Степановна Устинович, Проект «Государственная миграционная политика в моноэтничном регионе: опыт Европейского союза и предпосылки ее институционализации в Российской Федерации». Социальная политика и социальное партнерство. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: