В современной российской науке миграционные процессы рассматриваются преимущественно в рамках экономических наук или развивающейся отрасли социологии — социологии миграции. Исследования, как правило, ограничиваются методологическиминструментарием данных наук. Между тем современные миграционные процессы и формирование государственной миграционной политики в различных ее аспектах во многом сегодня находятся в плоскости политического управления.
Таким образом, современные научные исследования в большинстве своем не опираютсяна методологический инструментарий современной политической науки, в частности науки политического управления. В основе проекта лежит «управленческий подход» к объяснению политических реалий современных миграционных процессов в Российской Федерации. Новизна проекта состоит воперировании методологическим инструментарием «сравнительной политологии» при проведении сравнительного анализа государственной (региональной) миграционной политики стран Европейского союза и заимствования ее положительных элементов для регионов России.
Проект направлен на разработку эффективной концепции государственной миграционной политики на региональном уровне с учетом этнической специфики российских регионов.
Данная проблематика основывается на разделении российских регионов на два типа: регионы, в которых исторически существует традиция поликультурности, где выработаны механизмы межнационального взаимодействия и сформировалась межэтническая иерархия. Второй тип — регионы, где современная поликультурность является новым явлением. К ним, в свою очередь,относятся регионы юга России, которые изначально являются поликультурными, но не испытывали большого наплыва мигрантов, а также регионы Центральной России, которые долгое время были моноэтничными, а в условиях нарастания миграционных потоков, размещения в центральных районах страны беженцев, вынужденных переселенцев и появления национальных диаспор становятся полиэтничными. Из данного разделения вытекает противоречие существующей государственной миграционной политики, которая не учитывает этнический состав российских регионов и предлагает единую модель для страны в целом.