По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Проект 5–100 как основа модернизации всего высшего образования страны

На XXIX семинаре-конференции Проекта 5–100, состоявшейся в ноябре 2019 г. в РЭУ им Г.В. Плеханова, обсуждались концептуальные вопросы дальнейшего развития системы высшей школы.

За последние 5 лет Министерство образования сделало достаточно серьёзные шаги с точки зрения модернизации нашего образования. Появилась группа университетов, которые сегодня действительно достаточно высоко стоят в международных рейтингах, дают хорошее, качественное образование. Но для университетов 5–100 первый этап подошёл к концу, и пришло время проанализировать, что получилось, что не получилось, куда двигаться остальным вузам.

А.В. Зарубин, директор Департамента проектной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, высказал мнение, что Проект 5–100, безусловно, успешный. Можно критиковать его отдельные элементы и некоторых участников, но один из явных показателей успеха — это то, что правительство РФ ставит новые, более глобальные цели перед участниками проекта. Речь идет и об увеличении финансирования: проект, который работает эффективно, — расширяется.

"Для решения глобальных экономических задач нужно движение в сторону инноваций. Не все вузы к этому готовы, но необходимо понимать, что наука и образование должны быть совмещены в рамках любого учебного заведения. То есть развитие науки обеспечивает классных специалистов для вуза, у которых есть невероятные проекты, способные помочь достигнуть тех глобальных экономических целей, которые ставит перед нами страна», — подчеркнул А.В. Зарубин."

А.М. Медведев, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации отметил, что не заметить влияния

Проекта 5–100 на трансформацию высшего образования Российской Федерации невозможно.

«Университеты — участники Проекта 5–100 показали хорошие количественные изменения, которые свидетельствуют о существенных качественных подвижках в организации и управлении самими вузами. Фактически это были “полигоны” для формирования лучших практик управления. Это закладывает основу для модернизации всего высшего образования страны», — подчеркнул замминистра.

Марат Фатхуллин, вице-президент Elsevier, сфокусировал внимание на научной составляющей деятельности вузов, которая в той или иной степени влияет примерно на 25 % позиций в международных рейтингах. «Проект 5–100 “выстрелил”, на него стали ориентироваться, его мониторят, изучают. Основной вывод, который можно сделать по итогам работы вузов — участников проекта, — их публикационная активность за период с 2012 по 2018 г. выросла в четыре раза и составляет 35 % публикационной активности России. Но у нас есть возможности для дальнейшего роста и повышения качества публикаций, чтобы поднять планку цитируемости. Например, китайские университеты смогли сильно нарастить качество своих исследований благодаря международным коллаборациям. И очень странно, что университеты программы 5–100 не преуспели в этом направлении. Мы приглашаем зарубежных учёных, созданы хорошие условия для их работы, но на проведение научных исследований они тратят 20–40 процентов времени. Всё остальное время занимает бюрократия: отчётность, планирование и так далее. Нужно помочь исследователю заниматься наукой, убрав бюрократические препоны, даже если вам придётся экспериментировать со структурой», — подчеркнул Марат Фатхуллин.

Для Цитирования:
Проект 5–100 как основа модернизации всего высшего образования страны. Ректор ВУЗа. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: