По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Продвижение университета в международных рейтингах: ставка на актуальные направления исследований

Елена Давидовна Жебрак начальник аналитического центра МФТИ

Поскольку сейчас практически все российские вузы интересуются рейтингами, будет довольно полезно рассмотреть, как Физтех решал кейс продвижения в международных рейтингах и какие важные уроки извлёк из этого процесса.

Прежде чем куда-то двигаться, нужно понимать, что именно эти рейтинги оценивают и какую целевую модель они имеют в виду. Как всем известно, западные рейтинги, в частности QS и THE, больше фокусируются на научной результативности вузов, «Эксперт РА» в большей степени оценивает преподавание, собственно подготовку кадров, качество образования.

Для Физтеха эти две концепции никогда друг другу не противоречили. Система Физтеха исторически складывалась на основе неразрывной связи научных исследований и образовательного процесса. Мы полностью отдаём себе отчёт в том, что именно наши научные результаты предопределяют высокое качество преподавания и привлекают к нам абитуриентов.

В связи с этим ещё в 2013 г. мы поставили перед собой (в качестве одной из приоритетных) задачу повышения публикационной активности как в количественном, так и (что самое главное) в качественном выражении. Хочу отметить, что это решение было принято в начале года, ещё до запуска программы «5–100», то есть для нас это решение было не конъюнктурным, а вполне взвешенным.

Подходов к повышению публикационной активности может быть много. Как мы выяснили эмпирическим путём, эффект получается, когда они все действуют совместно, одновременно, взаимосогласованно. Как и многие российские вузы, мы начали эту деятельность с мотивации сотрудников и с тех пор довольно существенно продвинулись в этом отношении. У нас сейчас есть достаточно сложный комплекс программ поощрения, которые учитывают качество статей, их количество, множество показателей, связанных с нормированием на область знаний и т.д.

Эти программы, безусловно, важны и нужны, потому что они в некотором роде дисциплинируют сотрудников и пробуждают в них большую ответственность за формирование персональной публикационной стратегии. В российских вузах эта культура не была развита в достаточной степени.

Но важно понимать, что это в значительной мере тактический фактор. Мы, безусловно, нуждаемся в стратегических изменениях, а они возможны только в том случае, если мы создаём что-то новое. Поэтому мы сфокусировались на создании новых лабораторий, на привлечении перспективных исследователей в уже действующие научные коллективы, на привлечении ведущих учёных в качестве преподавателей, а также на усилении и диверсификации научных связей.

Для Цитирования:
Елена Давидовна Жебрак, Продвижение университета в международных рейтингах: ставка на актуальные направления исследований. Ректор ВУЗа. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: