В ДРИМЕ
Основой современной рационализации и оздоровления питания человека является не только увеличение объема, но и расширение ассортимента выращиваемых овощных культур, что позволяет не только разнообразить питание, но и продлить период потребления овощей и избежать сезонности характера их поступления [3, 5]. Растения кабачка являются наиболее холодостойкими из всех тыквенных культур, поэтому данная культура широко распространена во всех земледельческих зонах России [2].
В этой связи особую роль приобретает изучение отзывчивости современных высокоурожайных гибридов кабачка на применение научно обоснованных доз и сочетаний минеральных удобрений, способствующих повышению продуктивности культуры и качества полученного урожая [1, 4].
Материалы и методы исследований. Исследования проводились в условиях овощного участка теплично-оранжерейного комплекса ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет» в период 2014–2015 гг.
Опыт двухфакторный: продуктивность гибридов кабачка Арал F1 и Искандер F1 анализировалась в зависимости от фонов питания — без удобрений, N90P90 и N90P90K120. Общая площадь опытных делянок — 16,8 м2 (2,8х6 м), учетная — 7 м2. Расположение делянок рендомизированное. Число повторностей — 3. Схема посева семян (50+90)×70 см (20 400 раст/га).
Учет урожая проводился весовым методом после уборки.
Результаты исследований и их обсуждение. Математическая обработка полученных результатов исследований свидетельствует о существенной эффективности применения минеральных удобрений в повышении продуктивности изучаемых гибридов кабачка по отношению к контролю без удобрений. На удобренных фонах урожайность культуры в среднем по анализируемым гибридам превысила результат естественного агрохимического фона на 6,1–8,7 т/га. Применение полной дозы минеральных удобрений (N90P90K120) способствовало получению наиболее высокой продуктивности анализируемых гибридов кабачка в опыте, превышавшей показатели контроля (без удобрений) и дозы азотно-фосфорных удобрений (N90P90) на 8,7 и 4,4 т/га соответственно (см. таблицу).