Для системы отечественного землеустройства характерным является наличие серьезных проблем, требующих срочного разрешения. Не является исключением сфера землеустроительной деятельности в сельских административных муниципальных образованиях, формирующих пространственную основу развития аграрного производства и сельского расселения, обеспечения продовольствием российского населения.
В современной земельной политике отсутствует однозначная позиция по необходимости отнесения землеустройства к национальным государственным приоритетам. Сложившаяся ситуация произошла из‑за лоббирования корпоративных интересов различных ведомств на самом высоком уровне и невозможности донести профессиональную позицию землеустроительного сообщества на государственном уровне законодательной и исполнительной власти. Особенно остро проблемы отсутствия системы организации рационального использования земель проявляются в сельской местности, и отражаются на состоянии аграрной экономики и сельских территорий.
В Пермском крае почти четверть населения региона проживает в сельской местности. В регионе традиционно выделяются 40 сельских районов, из которых 17 можно отнести к аграрной группе, 8 — к лесной, 15 — к индустриальной (в зависимости от характера основной занятости сельского населения). В аграрной группе проживает 60 % населения, в лесной и индустриальной — 40 % сельского населения края [1].
В результате административного преобразования территории региона сегодня структура муниципалитетов в крае представлена муниципальными округами (10 округов), муниципальными районами (10 районов), городскими округами (26 округов) [2].
Земли в границах Пермского края, в основном, принадлежат государству и муниципалитетам. Доля земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, составляет около 91 % площади региона. Подавляющая часть этих земель находится в собственности государства (96 %). Эти земли представлены землями лесного фонда, водного фонда, участками другого назначения. В собственности муниципалитетов находится 4 % общей площади государственных и муниципальных земель, и 12 % площади земель сельскохозяйственного назначения, относящихся к государственной и муниципальной собственности [3].