По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2104-04

Проблемы землеустройства сельских административных районов

Брыжко В.Г. д-р экон. наук, профессор заведующий кафедрой землеустройства, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь, E-mail: bryzhko@bk.ru
Брыжко И.В. канд. экон. наук, доцент кафедры картографии и геоинформатики, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, e-mail: zemproekt@yandex.ru

В статье рассматриваются основные проблемы современной системы землеустройства сельских административных районов. Для совершенствования землеустроительной деятельности в муниципальных районах предложен комплекс мер политического, нормативного, институционального, технологического характера.

Литература:

1. Брыжко В.Г., Брыжко И.В. Совершенствование социальной инфраструктуры сельских территорий на основе рационального землепользования: монография.‑М.: Общество с ограниченной ответственностью «Экспертно-консалтинговый центр «Профессор», 2019. — 200 с.

2. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю [Электронный ресурс] -режим доступа: http://permstat.gks.ru (дата обращения 02.12.2020).

3. Региональный доклад о наличии и состоянии земель в Пермском крае в 2019 году. — Пермь: Управление Росреестра по Пермскому краю, 2020. — 203 с.

4. Косинский В.В. Обоснование организации угодий и системы севооборотов в проектах землеустройства// Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2016- № 9. — С. 11–14.

5. Волков С.Н. Как организовать эффективное управление земельными ресурсами в Российской Федерации/С.Н. Волков, Н.В. Комов, В.Н. Хлыстун// Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2015. — № 9. — С. 6–12.

6. Bryzhko V.G. (2020). Organizational basis of the development of system of land planning design. Revista Espacios. Volume 41 (Issue 22), Pages 59–66. Retrieved from: https://www.revistaespacios.com/ a20v41n22/20412205.html

7. Хлыстун В.Н. О доктрине земельной политики в Российской Федерации//Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2020. — № 6. — С. 5–10.

8. Волков С.Н. Состояние и перспективы развития отрасли землеустройства в Российской Федерации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2020. — № 7. — С. 5–14.

9. Bryzhko Viktor G., Bryzhko Ilya V. State and directions of development of land cadastral practice. Revista Espacios, Vol 41 (45), year 2020, pages 90–97. Retrieved from: https://www.revistaespacios.com/a20v41n45/20414508.html

Для системы отечественного землеустройства характерным является наличие серьезных проблем, требующих срочного разрешения. Не является исключением сфера землеустроительной деятельности в сельских административных муниципальных образованиях, формирующих пространственную основу развития аграрного производства и сельского расселения, обеспечения продовольствием российского населения.

В современной земельной политике отсутствует однозначная позиция по необходимости отнесения землеустройства к национальным государственным приоритетам. Сложившаяся ситуация произошла из‑за лоббирования корпоративных интересов различных ведомств на самом высоком уровне и невозможности донести профессиональную позицию землеустроительного сообщества на государственном уровне законодательной и исполнительной власти. Особенно остро проблемы отсутствия системы организации рационального использования земель проявляются в сельской местности, и отражаются на состоянии аграрной экономики и сельских территорий.

В Пермском крае почти четверть населения региона проживает в сельской местности. В регионе традиционно выделяются 40 сельских районов, из которых 17 можно отнести к аграрной группе, 8 — к лесной, 15 — к индустриальной (в зависимости от характера основной занятости сельского населения). В аграрной группе проживает 60 % населения, в лесной и индустриальной — 40 % сельского населения края [1].

В результате административного преобразования территории региона сегодня структура муниципалитетов в крае представлена муниципальными округами (10 округов), муниципальными районами (10 районов), городскими округами (26 округов) [2].

Земли в границах Пермского края, в основном, принадлежат государству и муниципалитетам. Доля земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, составляет около 91 % площади региона. Подавляющая часть этих земель находится в собственности государства (96 %). Эти земли представлены землями лесного фонда, водного фонда, участками другого назначения. В собственности муниципалитетов находится 4 % общей площади государственных и муниципальных земель, и 12 % площади земель сельскохозяйственного назначения, относящихся к государственной и муниципальной собственности [3].

Для Цитирования:
Брыжко В.Г., Брыжко И.В., Проблемы землеустройства сельских административных районов. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: