Впоследние годы проблема защиты российских работников от дискриминации остаётся одной из самых актуальных в сфере трудовых отношений. Запрет дискриминации в области труда и занятий — один из основных принципов Международной организации труда, соблюдение которых, согласно Декларации МОТ 1998 г., обязательно для всех государств — членов организации. На международном уровне этому принципу посвящено множество правовых актов, начиная со ст. 2 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. В современном российском законодательстве проблеме дискриминации в сфере труда также посвящено немало норм. Запрет дискриминации закреплён в Конституции РФ (ст. 37), в ТК РФ (ст. 2, 3, 64), в КоАП РФ (ст. 5.62), в УК РФ (ст. 136). Однако ни один из указанных правовых актов не раскрывает в полной мере понятие «дискриминация» в сфере труда и её критерии.
В ст. 64 ТК РФ законодатель прописывает гарантии гражданам при заключении трудового договора, но одновременно в ст. 22 ТК РФ указано, что заключение трудового договора является правом, а не обязанностью работодателя. Злоупотребляя этим правом, работодатель имеет возможность маскировать свои дискриминационные решения, что затрудняет возможность при трудоустройстве доказать состав правонарушения, а тем более преступления против равенства прав и свобод человека и гражданина.
Большая часть трудоспособного населения страны, как имеющая, так и не имеющая высшего образования, зачастую является юридически безграмотной, чем активно пользуется недобросовестный работодатель. В результате лица, подвергающиеся дискриминации в трудовых отношениях, вынуждены либо мириться с дискриминационными нарушениями со стороны работодателя, либо сталкиваться с большими сложностями при обращении в правоохранительные органы за защитой своих трудовых прав и в дальнейшем подвергнуться увольнению.
Российские работники часто сталкиваются с дискриминацией как на этапе трудоустройства, так и на дальнейших этапах развития трудовых отношений по различным причинам [2]: