В масштабах национальных экономик высокотехнологичных государств давно наметились тенденции ее «цифровизации». Сегодня происходит все более глубокое проникновение цифровых технологий в структурные составляющие экономических систем общества [1]. При этом выявленные тенденции находят отражение в конкретных рекомендациях по реализации программы развития цифровой экономики в мировом масштабе. Так, был разработан и принят к исполнению ряд правил (способов, методов, условий и т.п.), определяющих выполнение минимально необходимых мероприятий для включения экономики любого государства в систему мировой экономики с точки зрения использования «надстройки», реализующей концепцию ее «цифровизации».
По мнению ученых, дальнейший перевод экономических структур современного информационного общества в цифровой формат, а также развитие экономики и общества в целом в цифровом формате, приведет к формированию и развитию совершенно нового типа общества, являющегося логичным продолжением существующего, его следующим этапом [2]. В настоящее время для описания существующих процессов в экономике и обществе принята концептуальная модель, получившая название «Общество 5.0», которая отражает положения и перспективы, адекватные прогнозируемому развитию мирового сообщества и его экономической системы. Она подразумевает наличие сверхумного общества, основанного на передовых разработках в области био- и IT-технологий, широком использованием Интернета вещей и интеллектуальных инфраструктур различного уровня и назначения. Взаимодействие отдельных элементов структуры сверхумного общества производится посредством развитых информационно-телекоммуникационных систем с возможностью обработки (получения, передачи, хранения, анализа, трансформации, модификации, удаления и т.п.) большого количества данных, совокупность которых по какому-либо признаку называется «большие данные» (big-data), а в отношении определенного субъекта данных — его цифровым профилем.
Большая часть информации, циркулирующей в пространстве информационно-телекоммуникационных сетей передачи данных, может быть отнесена к сведениям конфиденциального характера на основании действующих государственных нормативно-правовых актов. Согласно российскому законодательству к ним относятся персональные данные граждан и сведения, относящиеся к коммерческой тайне, а также служебная информация (данные систем управления), необходимая для нормального функционирования критически важных объектов инфраструктуры общества [3]. Тенденция цифровизации процессов во всех сферах жизнедеятельности общества приводит к стремительному росту объема информации, включая массивы конфиденциальной информации, а также развитию рынка услуг по ее защите.