По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 342.733

Проблемы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на образование

В.Д. Ушакова Международно-правовой институт, Московский государственный юридический Университет имени О.Е. Кутафина

В статье рассматриваются проблемы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на образование в условиях современного Российского общества. Для наиболее детального анализа и выявления данных проблем используется судебная практика по делам о незаконном отчислении обучающихся, а также проблем, связанных с гарантией общедоступности и бесплатности образования в Российской Федерации.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. № 144.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) // Российская газета. 2012. № 303.

3. Приказ Минстроя России от 17.08.2016 № 573/пр «Об утверждении свода правил «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования» // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. 2016. № 12.

4. Постановление Московского городского суда от 24.08.2015 № 4а-2129/15 Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ за отчисление (исключение) из образовательной организации. // СПС «Консультант Плюс».

5. Апелляционное определение Московского городского суда от 22.12.2014 по делу № 33-37960 // СПС «Консультант Плюс».

6. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 5 февраля 2018 г. по делу № 33-1478/2018. // СПС «Гарант».

7. Апелляционное определение Воронежского областного суда от 09.10.2014 № 33-543 // СПС «Консультант Плюс».

8. Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 02.06.2015 по делу № 33-5044/2015 // СПС «Консультант Плюс».

9. Апелляционное определение Московского городского суда от 04.02.2015 по делу № 33-3458/2015 // СПС «Консультант Плюс»

10. Апелляционное определение Саратовского областного суда от 1 октября 2014 г. по делу № 33-5507 // СПС «Консультант Плюс».

11. Решение Жигулевского городского суда Самарской области от 29 мая 2017 г. по делу № 12-115/2017 // СПС «Консультант Плюс».

12. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс : учеб. пособие : в 2 т. / С. А. Авакьян. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2014. Т. 1.

13. Шкатулла В. И. Образовательное право России : Учебник для вузов / В.И. Шкатулла. — М.: Юстицинформ, 2015.

14. Довгяло Валерий Казимирович, Колышкина Вера Андреевна Проблемы реализации права граждан на общее образование в Российской Федерации: пути решения (на примере Пермского края) // Вестник ПГГПУ. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-realizatsii-prava-grazhdan-na-obscheeobrazovanie-v-rossiyskoy-federatsii-putiresheniya-na-primere– permskogo-kraya.

Право на образование является одним из основных и фундаментальных прав гражданина, закрепленном на высшем нормативном уровне — Конституции Российской Федерации [1]. Законодатель дает понятие образованию, как единому целенаправленному процессу воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом и осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства, а также как совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [2]. Образование играет первостепенную роль не только в жизни конкретного человека, но также для всего государства. Это связано с самой сущностью образовательного процесса, посредством которого граждане получают необходимые знания и в дальнейшем применяют их в различных сферах жизни на благо общества и государства.

Ввиду того, что российский законодатель не дает легального определения данного права, в науке конституционного права выделяются различные подходы к его пониманию. Так, В.И. Шкатулла определяет право на образование как основное и естественное право человека, несущее в себе цель удовлетворения потребности человека как в получении необходимой информации, так и непосредственно в получении самого образования [13, с. 165]. С.А. Авакьян определяет право на образование как «возможность обучения в какой-либо образовательной организации, которая дает человеку общие знания, являющиеся основой его кругозора, а также специальные знания, в том числе необходимые для трудовой деятельности» [12, с. 777]. В науке обозначены и иные позиции по определению права на образования, однако обобщив их, можно сформулировать право на образование как особо значимое право человека, создающее предпосылки для развития личности, и несущее влияние на состояние общества в целом, находясь во взаимосвязи с иными политическими, экономическими и социальными правами и свободами.

Для Цитирования:
В.Д. Ушакова, Проблемы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на образование. Юрист ВУЗа. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: