По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Проблемы природных парков Танзании

Юлия Шубина Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева
Ключевые слова:

Заповедные территории составляют весьма значительную часть африканской Танзании. С их охраной и рациональным использованием связываются идеи устойчивого развития, однако проблем пока остается немало. Путевые заметки, сделанные музейным специалистом, убедительно показывают, что проблемы национальных парков сегодня схожи во многих странах, хотя африканский регион имеет и свои особенности.

Не будите спящего льва. Даже маленького…

Если целью нашей семейной поездки в Танзанию была работа в молодом столичном университете, то заветной мечтой — путешествия. Танзания манила всем самым-самым что ни на есть необычным: снегами Килиманджаро — самой высокой горы в Африке, синевой Танганьики — самого глубокого озера на конти ненте, самой большой кальдерой Нгоронгоро, Великой рифтовой долиной и, конечно же, ущельем Олдувай, где были найдены свидетельства, бросающие свет на родословную человечества.

За последние 20 лет численность львов в Африке сократилась на 30–50%

Первое путешествие планировалось к национальным паркам. И вот мы в пути! Джума Ньябунго — коллега-биолог, радушно согласился сопровождать нас в этом путешествии. Джума — профессор университета города Додомы и один из ведущих экологов страны. Он долгое время работал в системе национальных парков Танзании, поэтому дорогу мы коротали за разговорами о сохранении природы Африки.

Джума с горечью рассказывал о случаях браконьерства в национальных парках, о непродуманной интродукции животных и растений. Бедность и неуклонно растущая численность населения заставляют забыть о бедственных последствиях хозяйственной деятельности. Рост городов, расчистка земель под пашни и строительство, заготовка дров, выпас скота, выжигание травы нарушают естественные ландшафты, приводят к исчезновению отдельных видов животных и растений и даже природных сообществ. В результате такого ведения хозяйства не только экологические, но и экономические проблемы региона только умножаются. «Какие?», — спросила я нашего спутника. «Да множество… Например, опустынивание, эрозия и снижение плодородия почв, дефицит чистой воды. Они больно бьют по природе и по человеку».

К счастью, мысль о том, что потеря биоразнообразия приводит к ухудшению качества жизни и сниже нию экономического потенциала страны завоевывает все больше сторонников. Правительство Танзании считает проблему охраны природы приоритетной национальной задачей, однако ситуация далека от идеала. Но и сделано тоже немало. Заповедные территории составляют около четверти от общей площади страны. Согласитесь, весомый вклад в решение проблемы устойчивого развития территории! «Мы понимаем, что защищать надо не отдельные виды живых существ, а экосистемы, — продолжал Ньябунго. — Территории национальных парков огромны, а транспорта и сотрудников для их охраны от браконьерства и неорганизованного туризма недостаточно. Многие наши проблемы упираются в финансирование: создание и поддержание инфраструктуры парка, визит-центров, программ экологического просвещения, полиграфию. У нас мало квалифицированных гидов-проводников. Это общие, характерные для многих стран, проблемы заповедного дела, а есть и специфические»...

Джума задумался, не зная как подступиться к сложной социальной теме. Из дальнейшего рассказа я поняла, что правительство порой насильно и без необходимых материальных компенсаций выселяет местных жителей с их земель, оправдывая подобные меры необходимостью сохранения дикой природы. А бывает и наоборот… Племена, которым разрешено жить на охраняемых территориях, соблюдая традиционные способы ведения хозяйства, нарушают требо вания природоохранных служб. Например, без регламентированного ограничения выпасают огромные стада зебу не только в кратере Нгоронгоро, но даже в заповедных высокогорных лесах. Вместо своих обычных круглых домов из глины сооружают современные постройки из кирпича и железа. Мораны — молодые воины племени масаев — продолжают традицию охоты на львов. Это катастрофически меняет традиционный облик территории и сводит на нет всю идею экологически сбалансированного сосуществования дикой природы и человеческих общин. Подобные конфликты необходимо решать юридическими, политическими и экономическими путями, учитывая интересы как природы, так и коренного населения, ведущего традиционный уклад жизни и традиционное природопользование.

В Микуми можно встретить практически всех крупных млекопитающих тропической Африки

Экологический туризм — существенный источник доходов в бюджете Танзании. Сам собой напрашивался вопрос: не вредит ли заповедным экосистемам антропогенный пресс? «Конечно, люди беспокоят животных, — ответил Джума, — но при грамотном планировании туристических потоков и мониторинге территории пользы от туризма не только экономике, но и природе больше, чем вреда. Не стоит забывать про экологическое воспитание. Национальные парки не только центры «паломничества», приезжающих со всего света иностранных туристов, но и популярное место семейного отдыха танзанийцев, полевой практики для студентов-биологов, биостанции для комплексных исследований ученых и любимый экскурсионный маршрут для многочисленных школьных групп». Забегая вперед, скажу, что в тот день мы встретили шесть школьных автобусов. «Учебные экскурсии датируются государством», — пояснил Джума.

В национальный парк Микуми мы приехали около трех часов пополудни. Этот парк из-за обилия и разнообразия животных называют вторым Серенгети, только расположен он вдали от бойких туристических маршрутов. Здесь можно встретить практически всех крупных млекопитающих тропической Африки, кроме, пожалуй, носорога. Обычно для жителя средних широт встреча со зверем в природе — событие редкое. Здесь же — совсем иной мир. Микуми до краев переполняло чувственное половодье жизни. В высоких волнах травы купались стада антилоп, слонов, жирафов. В акварели цветочного разнотравья токовали дрофы, почтенные семьи бородавочников прогуливались по пологим склонам холмов. Так безмятежно и благоденственно могли бы выглядеть сады Эдема.

Чета слонов на прогулке

Импалы — одни из самых изящных антилоп Африки. Тонкими лировидными рогами украшены только самцы

Джума рулил, а мы, высунувшись из машины, крутили головами, жалея лишь о том, что не можем, как хамелеоны, вращать еще и глазами. Сюжеты менялись, как в калейдоскопе: впереди, держась за мамин хвост хоботом, шагали «молочные» слонята; в кроне дерева шла церемония смены караула у гнезда четы марабу; справа от дороги проходили тренировочные поединки юношеской лиги импал, слева — с упоением катались по земле зебры, а чуть дальше от них жирафы нежно склоняли друг к другу шеи, а затем неслись вместе вскачь по равнине.

Токующая дрофа. На территории Микуми обитает порядка 300 видов птиц

Птица-секретарь

Мы окунулись в водоворот впечатлений, уповая, что его течение вынесет нас навстречу ко львам. Но солнце уже клонилось к горизонту, вместе с ним гасла и надежда. К тому же легкая молочная пенка облаков за день успела створожиться в слоистые тучи и грозила пролиться дождем. И тут наш проводник заметил в бинокль сначала пару неподвижных лендроверов, а затем и причину их остановки — прайд львов! Лев и пара львиц с лопоухим малышом безмятежно отдыхали в траве, лениво погля дывая в сторону пасущихся невдалеке буйволов.

Дождь, сияя фотовспышками молний, упорно намекал, что тоже хочет поучаствовать в фотосессии, и, наконец, припустил. Струи лились за шиворот, слепили объективы камер, а мы не могли закрыть люк на крыше автомобиля. По правилам заповедника выходить из машины вблизи от животных нельзя. Нарушать запрет в тридцати метрах от львиц с малышом не хотелось. Отъехав от августейшего семейства на регламентированное этикетом расстояние, мы, наконец, нахлобучили люк на крышу машины и направились к выходу: парк уже закрывался.

По пути к гостинице дождь утих. Солнце краем глаза выглянуло из-за облаков и, распушив напоследок львиную гриву заката, ушло спать за кусты колючих акаций.

Буйволы принимают грязевые ванны

В РОССИИ

23 сентября в Еврейском музее и центре толерантности закончилось экспонирование выставки «Коридоры. Семь миров Высоцкого», которая сделана по мотивам его песен. Над ней работала команда Яна Визинберга, продюсера и креативного директора компании Lorem Ipsum, которая отвечала за мультимедийную составляющую Ельцин-центра.

Выставка о творчестве Высоцкого представляла собой попытку визуализировать его песни, погрузить зрителя в созданные им миры, применив к музейной экспозиции язык кино. В команду кинематографистов, которые работали над выставкой, входили Андрей Понкратов (художник-постановщик фильмов «Нелюбовь», «Левиафан», «Елена» А. Звягинцева, «Лето» К. Серебренникова), кинооператор Владислав Опельянц («Заложники», «Ученик», «12», «Лето»), который отвечал за свет, а также другие специалисты из мира кино, выступавшие в роли художника по костюмам, по реквизиту и художникадекоратора.

Выставка была выстроена по законам кинодраматургии, каждый из залов представлял собой застывший кадр, посвященный теме, которая, по мнению ее авторов, в наибольшей степени повлияла на творчество отечественного барда.

Сначала зрители попадали в квартиру, которая являла собой собирательный образ советской коммуналки, из нее — в прифронтовой окоп, затем в опасную московскую подворотню, где заправляла «шпана», по большей части — подростки, потерявшие на войне своих отцов. Войдя в следующий коридор, посетитель оказывался в тюремной камере, из нее попадал в пивную, место, где могли встретиться люди из разных социальных слоев, и наконец — в палату психбольницы, которая позиционировалась как «символ советского общества с его шизофреническими противоречиями». Финал выставки — страшный сгоревший дом.

Знакомые с творчеством Высоцкого легко находили аналогии между изобразительным рядом и его песнями, но были и подсказки: каждый зал сопровождала одна песня, которую авторы считали ключевой для раскрытия темы «коридора».

Экспозиционный прием, который использовали авторы экспозиции, Визинберг определил как иммерсивную инсталляцию, создающую эффект погружения в ту историю, которая разворачивалась перед зрителями.

По его словам, «в музеях такого рода язык пока что не родился — они до сих пор работают с объектами или мультимедийными технологиями, которые, по сути, не привносят ничего принципиально нового. Мы же хотим нащупать экспозиционный язык, с помощью которого можно было бы рассказывать истории».

На выставке экспонировались и традиционные музейные артефакты: последняя гитара Высоцкого и его рукописи, которые были предоставлены московским Домом Высоцкого на Таганке и коллекционерами.

Выставка, посвященная творчеству Высоцкого, явилась первой в серии проектов о евреях, которые повлияли на мировую литературу, искусство и культуру.

Следующей стала выставка «Исаак Левитан и авторский кинематограф», которая открылась 4 октября.

На ней представлены свыше 30 пейзажей Исаака Левитана из Третьяковской галереи, Русского музея, Музея Израиля (Иерусалим), Плёсского историко-художественного заповедника и других музеев России. Как считают организаторы выставки, авторское кино в XX и XXI веках предложило новое прочтение работ художника. Для того чтобы продемонстрировать преемственность образов живописи Левитана в кинематографе, выставочное пространство интегрирует полотна художника в контекст узнаваемых кадров отечественных режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Тарковского, Сокурова, Кончаловского, Балаяна, Звягинцева.

К работе над «кинематографической» выставкой музей пригласил художника по свету Э. Дж. Вейсбарда, который подготовил множество проектов для драматических, балетных, оперных выступлений и выставок на крупных международных площадках от театра Ла Скала в Милане до Центра Линкольна в Нью-Йорке.

jewish-museum.ru, artguide.com

Язык статьи:
Действия с выбранными: