По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Проблемы применения технологии предварительного информирования: взгляд участника ВЭД

Павленко Ольга Александровна канд. экон. наук, доцент кафедры экономики таможенного дела и управления, ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», Владивостокский филиал, 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, д. 16в Тел.: +7 (924) 525-98-31, E-mail: olenok@list.ru
Рыкова Мария Владимировна соучредитель и директор, группа компаний «ЛаРус» 690014, г. Владивосток, ул. Толстого, д. 32а, оф. 505 Тел.: +7 (914) 650-00-19, E-mail: larus.rykova@gmail.com

Технология предварительного информирования является одной из ключевых в общем алгоритме автоматического совершения таможенных операций. В статье проведен анализ реализации схемы подачи предварительной информации на товары на примере взаимодействия участника ВЭД с Владивостокской таможней посредством КПС «Портал Морской порт». Авторами выявлены проблемы данного взаимодействия и предложены пути их решения.

Литература:

1. Болтунова Л. Н., Зимовец А. В. Предварительное информирование в отношении товаров, ввозимых морским транспортом, как инструмент ускорения совершения таможенных операций // Вестник Таганрогского института управления и экономики. — 2015. — № 1.

2. Информационно-справочные материалы о деятельности ДВТУ за 2019 год. Предоставлены ДВТУ.

3. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе».

4. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.04.2018 № 51 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза водным транспортом».

5. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.04.2018 № 56 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным транспортом».

6. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.04.2018 № 57 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС железнодорожным транспортом».

7. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения».

8. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2020 г. № 1388-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://customs.gov.ru/activity/ programmy-razvitiya/strategiyarazvitiya-fts-rossii-do-2030-goda.

9. Цифровая экономика. Бизнеспроцессы электронной таможни: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика» / Под ред. В. Б. Мантусова. — М.: ЮНИТИДАНА, 2020. — С. 196.

Внедрение информационных технологий в деятельность таможенных органов РФ призвано обеспечить минимизацию влияния субъективных факторов при принятии решений, ускорить проведение таможенных процедур и уйти от бумажного документооборота. Достижение данных целей позволит облегчить взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности с таможней в процессе ввоза/вывоза товаров и, как следствие, будет способствовать развитию российской внешней торговли. Также упрощение таможенного администрирования для добросовестных участников ВЭД посредством автоматического совершения таможенных операций является целью Стратегии развития таможенной службы до 2030 г. [8]. Таким образом, выявление проблем, связанных с внедрением и непрерывным применением информационных технологий в деятельности таможенных органов, является актуальной задачей.

Настоящее исследование проводилось на основе анализа взаимодействия участников ВЭД с Владивостокской таможней, на которую в ДВФО приходится значительная часть стоимости внешнеторгового оборота региона. В структуре данной таможни имеются таможенные посты, осуществляющие таможенное оформление товаров, прибывающих морским транспортом. При прибытии товаров данным видом транспорта для подачи предварительной информации используется комплекс программных средств (КПС) «Портал Морской порт», который в настоящее время позволяет перевозчикам и заинтересованным лицам представлять в таможенные органы документы и сведения в отношении морских судов и товаров, перемещаемых на них, в электронной форме. Данный КПС является единым для всех государственных контролирующих органов в морских пунктах пропуска, участников трансграничных перевозок и портовых служб, что в перспективе даст возможность максимально быстро проводить документальное оформление перемещаемых через границу товаров.

На сегодняшний день технология предварительного информирования является одной из ключевых в реализации общего алгоритма автоматического совершения таможенных операций. Она представляет собой технологический процесс, в ходе которого участниками ВЭД формируется и передается в таможенные органы в электронном виде предварительная информация о товарах и транспортных средствах, планируемых к перемещению через таможенную границу [1]. Необходимо разграничивать понятия «предварительная информация (ПИ)» и «предварительная информация о товарах (ПИТ)», если подача первой является обязательной [4–6] и включает в себя общие сведения, прежде всего о перевозчике товаров, транспортном средстве, номерах контейнеров и т. д. (все эти сведения, как правило, подает перевозчик), то подача ПИТ обязательной не является и предполагает подачу максимального количества сведений о товарах, фактически всех сведений, содержащихся в декларации на товары (данную информацию, как правило, должен подавать декларант либо иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров).

Для Цитирования:
Павленко Ольга Александровна, Рыкова Мария Владимировна, Проблемы применения технологии предварительного информирования: взгляд участника ВЭД. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: