Внедрение информационных технологий в деятельность таможенных органов РФ призвано обеспечить минимизацию влияния субъективных факторов при принятии решений, ускорить проведение таможенных процедур и уйти от бумажного документооборота. Достижение данных целей позволит облегчить взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности с таможней в процессе ввоза/вывоза товаров и, как следствие, будет способствовать развитию российской внешней торговли. Также упрощение таможенного администрирования для добросовестных участников ВЭД посредством автоматического совершения таможенных операций является целью Стратегии развития таможенной службы до 2030 г. [8]. Таким образом, выявление проблем, связанных с внедрением и непрерывным применением информационных технологий в деятельности таможенных органов, является актуальной задачей.
Настоящее исследование проводилось на основе анализа взаимодействия участников ВЭД с Владивостокской таможней, на которую в ДВФО приходится значительная часть стоимости внешнеторгового оборота региона. В структуре данной таможни имеются таможенные посты, осуществляющие таможенное оформление товаров, прибывающих морским транспортом. При прибытии товаров данным видом транспорта для подачи предварительной информации используется комплекс программных средств (КПС) «Портал Морской порт», который в настоящее время позволяет перевозчикам и заинтересованным лицам представлять в таможенные органы документы и сведения в отношении морских судов и товаров, перемещаемых на них, в электронной форме. Данный КПС является единым для всех государственных контролирующих органов в морских пунктах пропуска, участников трансграничных перевозок и портовых служб, что в перспективе даст возможность максимально быстро проводить документальное оформление перемещаемых через границу товаров.
На сегодняшний день технология предварительного информирования является одной из ключевых в реализации общего алгоритма автоматического совершения таможенных операций. Она представляет собой технологический процесс, в ходе которого участниками ВЭД формируется и передается в таможенные органы в электронном виде предварительная информация о товарах и транспортных средствах, планируемых к перемещению через таможенную границу [1]. Необходимо разграничивать понятия «предварительная информация (ПИ)» и «предварительная информация о товарах (ПИТ)», если подача первой является обязательной [4–6] и включает в себя общие сведения, прежде всего о перевозчике товаров, транспортном средстве, номерах контейнеров и т. д. (все эти сведения, как правило, подает перевозчик), то подача ПИТ обязательной не является и предполагает подачу максимального количества сведений о товарах, фактически всех сведений, содержащихся в декларации на товары (данную информацию, как правило, должен подавать декларант либо иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров).