Н. А. Вигдорчик — один из основоположников профпатологии в нашей стране — еще в 1930 г. в своей книге «Профессиональная патология: курс профессиональных болезней» писал: «Профессиональная патология и есть такой новый отдел, выделенный по признаку происхождения болезней. Он объединяет болезненные формы с одним общим признаком — причинной зависимостью от вредностей профессионального труда. И, конечно, она тоже не может быть поставлена рядом с другими медицинскими специальностями: она тоже пересекает их, концентрируя в себе и внутренние, и женские, и хирургические, и всякие другие болезни, поскольку в их происхождении играют этиологическую роль условия труда. Таким образом профессиональная патология становится рядом с теми отделами частной патологии, которые выделены по принципу этиологии…» [1].
Позже И. В. Давыдовский в книге «Проблема причинности в медицине (этиология)» писал: «…"Этиология" — не только слово, но и понятие, являющееся в нашем мышлении определенным членом логической связи, сигнализацией тех или иных отношений; т. е. каузальных связей. Но там, «где недоучет понятий, там слову стать и суждено». Так и случилось с понятием "этиология", ставшим словом, призрачно, упрощенно сигнализирующим о подлинных отношениях вещей. Всякое истинное знание восходит к причинам, т. е. к понятиям каузальности и детерминизма. Эти два смежные, но разные понятия, трактующие, с одной стороны, о причинности, т. е. о причинно-следственных отношениях (таков именно должен быть смысл понятия, "этиология"), с другой — о познании сущности явления, т. е. закономерностей, которые лежат в его основе (детерминизм в собственном смысле слова)» [2].
В настоящее время профессиональные болезни (профпатология) остается практически единственной (наряду с инфекционными болезнями и фтизиатрией) клинической дисциплиной, в основу причинности и классификации которых положен не органный, а этиологический признак [3–5].
Важное значение в оценке причинно-следственных связей в клинике профессиональных болезней, в гигиене и медицине труда имеют доказательные и методологические подходы клинической эпидемиологии (более широко известного в Российской Федерации в качестве термина «доказательная медицина» — evidence based medicine) [6, 7]. Sackett и соавт. (1996) писали, что «…еvidence based medicine — добросовестное, открытое и разумное использование лучших существующих данных для принятия решения о помощи конкретному больному» [8–10].