По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2

Проблемы повышения уровня реального содержания заработной платы

Н. Шайхутдинова канд. юрид. наук, доцент кафедры экологического, природоресурсного и трудового права, Удмуртский государственный университет, заслуженный юрист Удмуртской Республики, E-mail: n.shaykhutdinova@mail.ru

В статье раскрываются особенности реализации требований законодательства о повышении уровня реального содержания заработной платы. Анализируются возможные способы индексации заработной платы с учетом действующей судебной практики. Рассматриваются возможные пути решения проблемы обеспечения повышения уровня заработной платы для организаций всех форм собственности. Приводится сравнительный анализ повышения уровня заработной платы в государственном и частном секторе.

Литература:

1. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). — 8-е изд., испр., доп. и перераб. / Отв. ред. Ю. П. Орловский. — М.: КОНТРАКТ, 2019.

2. Определение Конституционного суда РФ от 17.06.2010 № 913-0-0.

3. Определение Конституционного суда РФ от 19.11.2015 № 2618-0.

4. Письмо Роструда от 19.04.2010 № 1073-6.

5. Определение Верховного суда РФ от 24.04.2017 № 18-КГ17-10.

6. Определение Верховного суда РФ от 08.04.2019 № 89 КГ 18-14.

Одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников является обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, которое включает ее индексацию в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Данный вывод следует из анализа ст. 130 и 134 ТК РФ.

В ст. 134 ТК РФ предусматривается необходимость обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы для всех работодателей. Под реальным содержанием заработной платы следует понимать «совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за определенное количество денежных знаков, составляющих номинальную оплату труда» [1]. Из смысла ст. 134 ТК РФ следует, что для предотвращения снижения покупательной способности заработной платы необходим механизм ее индексации, поскольку реальное содержание зарплаты в результате происходящих в рыночной экономике инфляционных процессов имеет тенденцию к уменьшению.

Индексация позволяет в определенной степени выровнять номинальную заработную плату. На основе экономического анализа можно сделать вывод о том, что заработная плата нуждается в увеличении по мере роста цен на товары и услуги. Корреляционная зависимость между двумя этими составляющими, заработной платой и ростом цен, предопределяет необходимость обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Посредством индексации предотвращается снижение реальной заработной платы или минимизируется степень этого снижения.

Применительно к государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям ст. 134 ТК РФ предусматривает проведение индексации заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Для иных же работодателей предполагается, что порядок индексации должен устанавливаться на локальном уровне коллективным договором, соглашениями, иными локальными нормативными актами.

Правовой статус работодателя, характеризующийся в том числе различием в источнике финансирования, выступает одним из критериев дифференциации правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними правоотношений, что последовательно признается в трудовом законодательстве.

Для Цитирования:
Н. Шайхутдинова, Проблемы повышения уровня реального содержания заработной платы. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: