Для того чтобы обеспечить повышение эффективности работы инвестиционно-строительного сектора экономики, необходимо прежде всего добиться роста инвестиционной активности самого государства. На сегодняшний день мощности, имеющиеся у предприятий строительно-монтажного сектора, используются лишь на 40 %, что дает огромный задел для рационального использования капитальных вложений. Проблема заключается в другом — в обеспечении их надежными источниками финансирования.
Нынешние собственники, владеющие производственными мощностями и основными фондами, не способны их полноценно сохранять, развивать и, как следствие, эффективно эксплуатировать. Такой вывод можно сделать хотя бы на основании того, что значительная часть основных фондов в виде разного оборудования была выведена из оборота под предлогом его неэффективности. Активы продаются, причем по заниженной стоимости, а вырученные от продажи деньги направляются не на развитие или воспроизводство основных фондов.
Более того, амортизация, начисленная на существующие фонды, также не всегда используется по назначению, нередко она направляется на покрытие текущих затрат. В связи с этим государство должно обеспечить меры, направленные на экономическое и правовое побуждение хозяйствующих субъектов регулировать собственную производственно-хозяйственную деятельность для воспроизводства основных фондов. Собственники должны стать стратегическими собственниками и использовать новую техническую основу.
Вся начисленная ранее амортизация должна быть использована только по ее прямому предназначению всеми хозяйствующими субъектами. Использование амортизаций не по предназначению должно приводить к ее потере, полной или частичной. Для этого есть не только юридические, но и объективные экономические основания.
Налог на имущество является одним из важных источников поступлений в бюджет в странах, использующих рыночную модель функционирования экономики. А потому изъятие амортизации из расходов на воспроизводство имущества предприятия фактически является преднамеренным уменьшением налогооблагаемой базы. Этот аргумент позволяет установить порядок, в соответствии с которым государство вправе взыскивать в пользу бюджета размер амортизации, израсходованной не по назначению. Процедура взыскания может быть построена по аналогии с взысканием суммы на повышение квалификации кадров предприятия, использованной не по назначению.