Со стороны профессорско-преподавательского состава (ППС) практически всех вузов в последние годы можно услышать, что основная проблема кроется в неправильном перераспределении бюджетных средств между отраслями. Фразы «нам недоплачивают», «высокая нагрузка», «принцип остаточного финансирования» можно встретить в каждой второй статье, посвященной проблеме высшего образования. При этом виновниками плохого финансирования принято считать как руководство страны, так и министерства. Но анализ этой проблемы под названием «принцип остаточного финансирования» показывает, что и руководство страны, и министерские чиновники в этом не виноваты. Проблема становится прозрачной, если взглянуть на это с точки зрения экономики.
Дело в том, что в РФ очень низкая, по сравнению с ведущими странами, производительность труда — в 3–5 раз ниже, чем в передовых странах. При этом надо отметить, что эта нелицеприятная особенность была характерна и в пору СССР, и в царской России, несмотря на экономические реформы как начала века, так и в пору индустриализации СССР. Правда, ВВП страны в некоторые периоды времени рос достаточно динамично, но эта динамика оценивалась относительно низкой стартовой точки. В настоящее время номинальное значение ВВП в РФ (на душу населения), по оценке различных организаций (международного валютного фонда, всемирного банка, организации объединенных наций), составляет весьма небольшое значение — мы находимся, по оценке указанных организаций, на 55– 61-х местах, уступая по номинальному значению ВВП: США — в 6 раз, Японии — в 4 раза. А от таких стран, как Люксембург (1 позиция в списке), Ирландия (2-я позиция) и Швейцария (3-я позиция), мы отстаем в 9-11 раз. То есть бюджет РФ оставляет желать лучшего. Естественно, что в РФ профессор получает заработную плату в разы меньше, чем в указанных выше странах. При этом надо учесть, что в силу неблагоприятной политической во все времена для РФ (и для царской России, и для СССР) составляющей, стране приходится при распределении бюджета на вооружение тратить несколько больше, чем хотелось бы. Но уроки как Первой мировой войны, так и Второй, а также текущее положение показывают, что независимость и обороноспособность являются гарантами дальнейшего существования нашего государства.