По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 366.7:332.8 DOI:10.33920/pol-01-2312-08

Проблемы осуществления и защиты прав потребителя в сфере коммунальных услуг

Блинова Юлия Владимировна магистрант, Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет "Синергия"», 115191, г. Москва, ул. Мещанская, д. 9/14, стр. 1, e-mail: yuliya_blinova_8585@mail.ru

В статье рассмотрены проблемы осуществления и защиты прав потребителя в сфере коммунальных услуг, выявлены современные факторы, препятствующие стабильному развитию сферы коммунальных услуг и защите прав потребителя коммунальных услуг.

Литература:

1. Аптыкаева Г.В. Особенности осуществления и защиты прав потребителя в сфере коммунальных услуг. Аллея науки. 2022; 2 (65) [Электронный ресурс]. URL: https://alley-science.ru (режим доступа: 12.06.2023).

2. Арбузов А.В. Особенности осуществления защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Молодой ученый. 2022; 36 (431): 73–75.

3. Баринов А.В., Грибанова Ю.В. Практическое пособие по защите прав потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг. СПб., 2022; 44 с.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.101994 (часть первая). Собрание законодательства РФ 05.12.1994; 32, ст. 3301. (с изм. и доп. от 14.04.2023).

5. Доклад о реализации плана деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за 2020 год [Электронный ресурс]. URL: https://minstroyrf.gov.ru (режим доступа: 23.07.2023).

6. Доклад о реализации плана деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за 2021 год [Электронный ресурс]. URL: https://minstroyrf.gov.ru (режим доступа: 23.07.2023).

7. Доклад о реализации плана деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за 2022 год [Электронный ресурс]. URL: https://minstroyrf.gov.ru (режим доступа: 23.07.2023).

8. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей». «Российская газета», 09.04.1992. (с изм. и доп. от 05.12.2022).

9. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2021 году: государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2022; 4340 с.

10. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2022 году: государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2023; 400 с.

11. Итоги деятельности Управления в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в 2022 году [Электронный ресурс]. URL: https://zpp.rospotrebnadzor.ru (дата обращения: 12.06.2023).

12. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. Российская газета. 1993. 25 декабря (с изм. от 04.10.2022) [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 06.10.2022).

13. Кривоносова А.С. Особенности осуществления и защиты прав потребителя в сфере коммунальных услуг. Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022; 5 (69): 285–290.

14. Плотникова И.А., Сорокина И.В. Проблемы развития современного жилищно-коммунального хозяйства. Проблемы развития территории. 2019; 6 (104): 52–68.

15. Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 № 3268-р «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года». Собрание законодательства Российской Федерации. 07.11.2022; 45, ст. 7815.

1. Aptykaeva G.V. Osobennosti osushchestvleniia i zashchity prav potrebitelia v sfere kommunalnykh uslug [Features of the implementation and protection of consumer rights in the field of public services]. Alleia nauki [Alley of Science]. 2022; 2 (65). [Electronic resource] Available at: https://alley-science.ru (accessed: 06/12/2023). (In Russ.)

2. Arbuzov A.V. Osobennosti osushchestvleniia zashchity prav potrebitelei zhilishchno-kommunalnykh uslug [Features of the protection of the rights of consumers of housing and communal services]. Molodoi uchenyi [Young Scientist]. 2022; 36 (431); 73–75. (In Russ.)

3. Barinov A.V., Gribanova Iu.V. Prakticheskoe posobie po zashchite prav potrebitelei pri okazanii zhilishchno-kommunalnykh uslug [Practical guide to protecting consumer rights in the provision of housing and communal services]. St. Petersburg, 2022; 44 p. (In Russ.)

4. Civil Code of the Russian Federation, adopted by the State Duma on October 21, 1994 (Part one). «Collection of Legislation of the Russian Federation», 12/05/1994, No. 32, Art. 3301 (as amended and supplemented on April 14, 2023). (In Russ.)

5. Report on the implementation of the activity plan of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation for 2020 [Electronic resource] Available at: https://minstroyrf.gov.ru (accessed: 07/23/2023). (In Russ.)

6. Report on the implementation of the activity plan of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation for 2021 [Electronic resource] Available at: https://minstroyrf.gov.ru (accessed: 07/23/2023). (In Russ.)

7. Report on the implementation of the activity plan of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation for 2022 [Electronic resource] Available at: https://minstroyrf.gov.ru (accessed: 07/23/2023). (In Russ.)

8. Law of the Russian Federation of February 7, 1992 No. 2300-I «On the protection of consumer rights». «Rossiiskaia Gazeta», 04/09/1992. (with amendments and additions from 12/05/2022). (In Russ.)

9. Zashchita prav potrebitelei v Rossiiskoi Federatsii v 2021 godu: Gosudarstvennyi doklad [Protection of consumer rights in the Russian Federation in 2021: State report]. M.: Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare, 2022; 4340 p. (In Russ.)

10. Zashchita prav potrebitelei v Rossiiskoi Federatsii v 2022 godu: Gosudarstvennyi doklad [Protection of consumer rights in the Russian Federation in 2022: State report]. M.: Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare, 2023; 400 p. (In Russ.)

11. Itogi deiatelnosti Upravleniia v ramkakh federalnogo gosudarstvennogo nadzora v oblasti zashchity prav potrebitelei v 2022 godu [Results of the activities of the Office within the framework of federal state supervision in the field of consumer rights protection in 2022]. Rospotrebnadzor: official website [Electronic resource] Available at: https://zpp. rospotrebnadzor.ru (accessed: 06/12/2023). (In Russ.)

12. Constitution of the Russian Federation dated December 12, 1993. Rossiiskaia Gazeta. 1993. December 25 (as amended on October 4, 2022) // Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru), October 6, 2022. (In Russ.)

13. Krivonosova A. S. Osobennosti osushchestvleniia i zashchity prav potrebitelia v sfere kommunalnykh uslug [Features of the implementation and protection of consumer rights in the field of public services]. Skif. Voprosy studencheskoi nauki [Skif. Questions of Student Science]. 2022; 5 (69): 285–290. (In Russ.)

14. Plotnikova I.A., Sorokina I.V. Problemy razvitiia sovremennogo zhilishchno-kommunalnogo khoziaistva [Problems of development of modern housing and communal services]. Problemy razvitiia territorii [Problems of Territory Development]. 2019; 6 (104): 52–68. (In Russ.)

15. Order of the Government of the Russian Federation dated October 31, 2022 No. 3268-r «On approval of the Development Strategy of the construction industry and housing and communal services of the Russian Federation for the period until 2030 with a forecast until 2035» // Collection of Legislation of the Russian Federation, No. 45, 07.11.2022, Art. 7815. (In Russ.)

Определение актуальных проблем осуществления и защиты прав потребителя в сфере коммунальных услуг позволяет принять адекватные меры, направленные на развитие системы защиты прав потребителя в сфере коммунальных услуг.

Целью исследования выступает выявление проблем осуществления и защиты прав потребителя в сфере коммунальных услуг.

Защита прав потребителей в сфере коммунальных услуг выступает одной из важнейших социально значимых функций российского государства. Особая социальная значимость сферы коммунальных услуг объясняется необходимостью поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво обеспечивать ресурсами народное хозяйство. Эффективная система коммунального хозяйства является ключевым компонентом обеспечения экономической устойчивости страны. В этой связи формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной отрасли коммунального хозяйства, повышение энергоэффективности строящихся и существующих объектов коммунальных систем, а также минимизация негативного воздействия коммунального хозяйства на окружающую среду в нашей стране входят в состав основных задач Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 г. [4].

В 2022 г. были реализованы мероприятия по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения, предусмотренные региональными программами, достигнуто повышение доли населения Российской Федерации (в том числе городского), обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения (таблица).

В 2020 г. было завершено строительство и реконструкция (модернизация) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки, предусмотренных региональными программами, направленные на повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса. Всего в 2020 г. было введено в эксплуатацию 100 объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки [8, с. 11].

Для Цитирования:
Блинова Юлия Владимировна, Проблемы осуществления и защиты прав потребителя в сфере коммунальных услуг. Социальная политика и социальное партнерство. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: