По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.43

Проблемы организации рабочего процесса роторно-поршневого двигателя и пути их решения

Левин Ю.В. Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, E-mail: levinyuv@mail.ru

Рассмотрены конструктивные особенности роторно-поршневого двигателя Ванкеля, представлены его основные преимущества и недостатки по сравнению с поршневыми двигателями. На основе результатов отечественных и зарубежных исследований проанализированы причины повышенного расхода топлива и выбросов несгоревших углеводородов с отработавшими газами. Показаны основные способы снижения неполноты сгорания топливовоздушной смеси в РПД Ванкеля.

Литература:

1. Автомобильные двигатели / Архангельский В.М. и др. – М.: Машиностроение, 1977. – 591 с.

2. Двигатели внутреннего сгорания. Теория поршневых и комбинированных двигателей / Д.Н. Вырубов и др. // Под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1983.

3. Автомобильные роторно-поршневые двигатели / Н.С. Ханин и др. – М.: Машгиз, 1964. – 95 с.

4. Бениович B.C. Ротопоршневые двигатели / B.C. Бениович, Г.Д. Апазиди. – М.: Машиностроение, 1968. – 151 с.

5. C.H. Lee et al. // Design and fabrication of a micro Wankel engine using MEMS technology / Microelectronic Engineering. – 2004. – Т. 73. – P. 529–534.

6. Черняк Б.Я. Особенности использования теплоты в роторно-поршневых двигателях / Б.Я. Черняк, В.С. Бениович, К.М. Масленников // Изв. вузов: Машиностроение. – 1970. – № 7. – С. 24 –26.

7. Емелькин Г.А. Песни ротора. Диагностика РПД / Г.А. Емелькин // За рулем. – 2009. – № 7 (937). – С. 166–167.

8. Developed technologies of the new rotary engine (RENESIS) / M. Ohkubo et al. // SAE Technical Paper. – 2004. – 2004-01-1790.

9. Автономные универсальные силовые приводы на базе многотопливных роторных двигателей / А.П. Ситников и др. // Известия Института инженерной физики. – 2012. – Т. 1. – № 23. – С. 74 –77.

10. Analysis of four-stroke, Wankel, and microturbine based range extenders for electric vehicles / J. Ribau et al. // Energy Conversion and Management. – 2012. – Т. 58. – P. 120–133.

11. Зиновьев И.В. Особенности процесса сгорания в роторно-поршневом двигателе и некоторые пути его совершенствования: дисс. канд. техн. наук 05.04.02. – М., 1983.

12. М.В. Дульгер, Г.Н. Злотин, Е.А. Федянов, В. А. Треплин. Газовая динамика и агрегаты наддува ДВС // Учеб. пособие. – Волгоград: ВолгПИ. – 1989. – 330 с.

13. Семёнов Е.С. Исследование турбулентного движения газа в цилиндре поршневого двигателя // В Сб. «Горение в турбулентном потоке». – М.: Изд-во АН СССР, 1959. – С. 141–167.

14. Дульгер М.В. Улучшение экономических и токсических показателей роторно-поршневых двигателей путем оптимизации их конструктивных параметров. – Волгоград, 1984.

15. B.W. Fan et al. Effects of pocket shape and ignition slot locations on the combustion processes of a rotary engine fueled with natural gas // Applied Thermal Engineering. – 2015. – Т. 89. – P. 11–27.

16. A study of a direct-injection stratified-charge rotary engine for motor vehicle application / R. Kagawa et al. // SAE Technical Paper. – 1993. – N 930677.

17. Г.Н. Злотин, Е.А. Федянов. Особенности рабочего процесса и пути повышения энергетической эффективности роторнопоршневых двигателей Ванкеля: монография //ВолгГТУ. – Волгоград, 2010. – 119 с.

18. А.М. Левтеров, В.Д. Савицкий. Экспериментальный образец водородного автомобиля на базе модели ГАЗ-2705 // Автомобильный транспорт (Харьков, ХНАДУ). – 2008. – № 22.

19. Мищенко А.И. Применение водорода для автомобильных двигателей. – Киев: Наук. думка. – 1984. – 143 с.

20. Л.Н. Бортников, М.М. Русаков. Оценка экономических и экологических показателей поршневых ДВС с искровым зажиганием при их работе на смеси «бензин-водород» // Автомобильная промышленность. – 2008. – № 2. – С. 12–15.

21. В.В. Смоленский, Н.М. Смоленская, А.П. Шайкин. Влияние добавки водорода на процесс горения в бензиновых двигателях с искровым зажиганием // Прогресс транспортных средств и систем – 2009: Материалы Международной научно-практической конференции. – Ч. 1. – С. 247–248.

22. F. Amrouche, P. Erickson, J. Park, S. Varnhagen. An experimental investigation of hydrogen-enriched gasoline in a Wankel rotary engine // International Journal of Hydrogen Energy. – 2014. – T. 39. – P. 8525– 8534.

23. F. Amrouche et al. Extending the lean operation limit of a gasoline Wankel rotary engine using hydrogen enrichment // International Journal of Hydrogen Energy. – 2016. – Т. 41. – N 32. – Р. 14261–14271.

24. A. Boretti, S. Jiang, J. A. Scalzo. A Novel Wankel Engine Featuring Jet Ignition and Port or Direct Injection for Faster and More Complete Combustion Especially Designed for Gaseous Fuels // SAE Technical Paper. – 2015. – N 2015-01-0007.

25. Boretti A. Modelling unmanned aerial vehicle jet ignition Wankel e ngines with CAE /CFD / A. Boretti // Advances in Aircraft and Spacecraft Science. – 2015. – N 4. – P. 445–467.

26. Effects of hydrogen blending mode on combustion process of a rotary engine fueled with natural gas/hydrogen blends / B.W. Fan et al. // International Journal of Hydrogen Energy. – 2016. – Т. 41. – N 6. – P. 4039–4053.

27. Influence of combustion chamber configuration on combustion process of natural gas-fueled rotary engines / B.W. Fan et al. // Journal of Mechanical Engineering. – 2015. – T. 51. – P. 141–151.

28. Experimental and numerical investigation of the fluid flow in a sideported rotary engine / B. W. Fan et al. // Energy Conversion and Management. – 2015. – Т. 95. – P. 385–397.

Подавляющее большинство двигателей внутреннего сгорания для наземного транспорта – это поршневые двигатели с возвратно-поступательным движением поршня и преобразованием этого движения во вращательное с помощью кривошипно-шатунного механизма. Двигатели такой кинематической схемы технологичны и имеют наилучшее соотношение площади поверхности камеры сгорания к ее объему. Вместе с тем наличие достаточно массивных деталей, совершающих возвратно-поступательно движение, является недостатком этих двигателей, так как приводит к появлению значительных сил инерции [1, 2]. Для того чтобы подвижные детали двигателя выдерживали усилия от сил инерции, эти детали приходится упрочнять и, соответственно, утяжелять, ограничивая частоту вращения вала двигателя. Возникает проблема уравновешивания действия сил инерции с тем, чтобы избегать нежелательных вибраций.

Стремление избавиться от недостатков двигателей с возвратно-поступательным движением поршней обусловило многочисленные попытки создания различных вариантов роторных двигателей внутреннего сгорания. Большинство предложенных конструкций роторных двигателей оказались по тем или иным причинам неработоспособными [3].

К настоящему времени работоспособный вариант роторно-поршневого двигателя (РПД) с приемлемыми показателями, в том числе по надежности, удалось создать лишь на основе конструктивной схемы, предложенной Феликсом Ванкелем [1, 3]. Принципиальная схема РПД Ванкеля приведена на рис. 1.

В рабочей полости, образованной внутренним пространством корпуса двигателя, называемого также статором, и двумя плоскими крышками, перемещается плоский трехгранный ротор. Вершины ротора скользят по поверхности, имеющей в плане (рис. 1) двухэпитрохоидную форму. Ротор эксцентрично посажен на вал двигателя и имеет жестко связанную с ним самим шестерню с внутренним зацеплением. Эта шестерня сцеплена с зубьями малой шестерни, неподвижно закрепленной на крышке корпуса. Обкатывая шестерню на крышке корпуса, ротор совершает планетарное движение и, благодаря эксцентричному расположению на валу, создает вращающий момент. Отношение числа зубьев на роторе к числу зубьев на крышке корпуса равно 3 : 2, вследствие чего ротор вращается в три раза медленнее основного вала РПД. Вершины ротора разделяют рабочую полость двигателя на три камеры, в каждой из которых за один полный оборот ротора происходят последовательно процессы впуска, сжатия, сгорания и расширения, выпуска.

Для Цитирования:
Левин Ю.В., Проблемы организации рабочего процесса роторно-поршневого двигателя и пути их решения. Главный энергетик. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: