На сегодняшний день в сельхозпроизводстве Беларуси явно превалирует подавляющее большинство госпредприятий и организаций с крупной долей госучастия. Так, по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь[1] по состоянию на начало 2017 года общее количество сельхозпредприятий имеющих площадь сельскохозяйственных земель 300 га и более и (или) численность скота и птицы в пересчете на условное поголовье скота 100 и более голов (кроме микроорганизаций и крестьянских (фермерских) хозяйств) составило всего по республике 1509 предприятий, в том числе организаций с государственной собственностью и организаций с долей госсобственности — 1035(или 68,6% от общего числа), в свою очередь 1015(или 67,3%) предприятий входят в систему Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, большинство из этих предприятий или малорентабельны или вовсе убыточны, и без существенной господдержки на данный момент они практически нежизнеспособны (таблица 1).
Из таблицы 1 видно, что три четверти предприятий системы закончили год по конечному финансовому результату без учета государственной поддержки с убытком при общем уровне рентабельности –5,26%. Ввиду этого у большей части предприятий системы Минсельхозпрода просто отсутствуют средства для обновления и даже для поддержания в нормальном рабочем состоянии своего МТП. Исходя из всего вышеперечисленного, формируется понимание, что основным инициатором в проведении технической модернизации сельского хозяйства Беларуси должно являться государство, которое путем самых различных мер и механизмов поддержки, просто обязано создавать благоприятные условия для технического переоснащения парка сельхозмашин, оборудования и тем самым максимально побуждать сельхозпроизводителя к обновлению всех видов сельхозтехники, внедрению самых передовых технологий используемых в современном мировом сельхозпроизводстве.
Техническая модернизация сельского хозяйства не является системой замыкающейся только на аграрном производстве. Важнейшей её составной частью является рынок сельскохозяйственной техники, так как от уровня его функционирования зависит формирование главнейшей части основных производственных фондов сельского хозяйства — его технической базы. Уровнем развития технического потенциала села определяются темпы интенсификации сельскохозяйственного производства, рост производительности труда его работников [2, 9].