По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.45.01

Проблемы обновления машинно-тракторного парка АПК Беларуси

Ковалёв И. Л. научный сотрудник, РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», E-mail: olbosigor@mail.ru

Существенное изменение схемы оснащения сельскохозяйственных организаций современной техникой и оборудованием за счет бюджетных средств к концу 2015 года привело к значительному сокращению объемов обновления машинно-тракторного парка. В 2016 году темпы обновления аграрного машинно-тракторного парка (МТП) резко упали и составили минимум в количественном выражении за анализируемое прошедшее десятилетие практически по всем основным видам машин и оборудования. Списание техники также значительно выросло по большому ряду машин и навесного оборудования. При сохранении подобной тенденции в поставках и списании машин без поступления достаточного количества новой современной энергонасыщенной техники на сельхозпредприятия республики в ближайшие 3–4 года может произойти заметное снижение совокупного технического потенциала всего сельхозпроизводства страны.

Литература:

1. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/

2. Полухин А. А. Стратегические индикаторы технической модернизации сельского хозяйства России / А. А. Полухин // Биотика. — 2016. — № 6 (13). — С. 9–13.

3. Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы: утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 196 от 11 марта 2016 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 26 марта 2016 г. № 5/41842.

4. Ковалев И.Л. О модернизации тракторного парка АПК Беларуси / И. Л. Ковалёв // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. —2017. —№ 3. — С. 44–53.

5. Прищепов М. А. Эффективный технический сервис машин и оборудования в молочном животноводстве / М. А. Прищепов, Л. И. Ковалёв,И. Л. Ковалёв. — Минск: БГАТУ, 2014.— 272 с.

6. Костомахин М. Н. Анализ надежности отечественных и зарубежных тракторов на основе данных МИС / М. Н. Костомахин, М. Я. Лукьянов // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — М.: Панорама, 2012. — № 7. — С. 34–39.

7. Дунаев А. В. Перспективы развития диагностики самоходных машин в АПК / А. В. Дунаев, М. Н. Костомахин, А. Н. Воронов // В сборнике: Интеллектуальные машинные технологии и техника для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства. — Сборник научных докладов Международной научно-технической конференции, 2015. — С. 73–75.

8. Черноиванов В. И. Сертификация (оценка) производства услуг по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники / В. И. Черноиванов, Р. Ю. Соловьев, В. П. Лялякин, В. К. Фрибус, С. М. Халфин, М. И. Силина, М. Н. Костомахин. — М., 2009.— 54 с.

9. Краснощеков Н. В. Факторы производительности труда в сельскохозяйственном производстве / Н. В. Краснощеков, М. Н. Костомахин //В сборнике: Машинно-технологическое обеспечение повышения производительности труда в растениеводстве и животноводстве сборник научных докладов XIII Международной научно-практической конференции «Новые технологии и техника для ресурсосбережения и повышения производительности труда в сельскохозяйственном производстве», 2005. — С. 91–99.

На сегодняшний день в сельхозпроизводстве Беларуси явно превалирует подавляющее большинство госпредприятий и организаций с крупной долей госучастия. Так, по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь[1] по состоянию на начало 2017 года общее количество сельхозпредприятий имеющих площадь сельскохозяйственных земель 300 га и более и (или) численность скота и птицы в пересчете на условное поголовье скота 100 и более голов (кроме микроорганизаций и крестьянских (фермерских) хозяйств) составило всего по республике 1509 предприятий, в том числе организаций с государственной собственностью и организаций с долей госсобственности — 1035(или 68,6% от общего числа), в свою очередь 1015(или 67,3%) предприятий входят в систему Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, большинство из этих предприятий или малорентабельны или вовсе убыточны, и без существенной господдержки на данный момент они практически нежизнеспособны (таблица 1).

Из таблицы 1 видно, что три четверти предприятий системы закончили год по конечному финансовому результату без учета государственной поддержки с убытком при общем уровне рентабельности –5,26%. Ввиду этого у большей части предприятий системы Минсельхозпрода просто отсутствуют средства для обновления и даже для поддержания в нормальном рабочем состоянии своего МТП. Исходя из всего вышеперечисленного, формируется понимание, что основным инициатором в проведении технической модернизации сельского хозяйства Беларуси должно являться государство, которое путем самых различных мер и механизмов поддержки, просто обязано создавать благоприятные условия для технического переоснащения парка сельхозмашин, оборудования и тем самым максимально побуждать сельхозпроизводителя к обновлению всех видов сельхозтехники, внедрению самых передовых технологий используемых в современном мировом сельхозпроизводстве.

Техническая модернизация сельского хозяйства не является системой замыкающейся только на аграрном производстве. Важнейшей её составной частью является рынок сельскохозяйственной техники, так как от уровня его функционирования зависит формирование главнейшей части основных производственных фондов сельского хозяйства — его технической базы. Уровнем развития технического потенциала села определяются темпы интенсификации сельскохозяйственного производства, рост производительности труда его работников [2, 9].

Для Цитирования:
Ковалёв И. Л., Проблемы обновления машинно-тракторного парка АПК Беларуси. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: