Современные логистические системы включают множество участников (производственных, торговых, транспортных и др.), что подвергает их постоянному риску, проявление и реализация которого дестабилизирует работу всей структуры и влечет за собой финансовый, материальный и имиджевый ущерб. Поэтому логистические системы разных уровней нуждаются во внешней поддержке других участников экономической деятельности и обеспечении их экономической безопасности, что позволит в целом повысить уровень защищенности отдельной организации, региона и страны в целом.
Термин «безопасность» получает все большее распространение не только применительно к проблемам геополитики, катастроф, защиты от ядерной угрозы, но и к проблеме экономических последствий в работе предприятий или, например, процессов транспортировки. Под системой экономической безопасности логистических процессов понимают «комплекс организационных мероприятий и технических решений, направленных на выявление, предупреждение и пресечение дестабилизирующих факторов, а также устранение последствий их воздействия, с целью обеспечения эффективной работы предприятий» [1, с. 167].
В рамках проводимых исследований было разработано дерево целей обеспечения экономической безопасности разноуровневых логистических систем в промышленности и на транспорте, которое представлено на рис. 1. На рисунке указаны тактические и стратегические задачи обеспечения экономической безопасности логистических систем в условиях цифровой трансформации экономики. Так, ключевой тактической задачей, на взгляд авторов, является «Поддержание стабильного, экономически устойчивого функционирования исследуемых логистических систем», а ключевой стратегической задачей — «Создание взаимовыгодной структуры экономических интересов участников разноуровневых логистических систем». В современных условиях функционирования экономики решить указанные задачи невозможно без построения системы обеспечения экономической безопасности логистических систем на всех уровнях.