По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.9

Проблемы комплексной автоматизации вузов в условиях модернизации системы высшего образования в России

Р.А. Никифоров ООО «1С-СОФТ», Москва

Модернизация системы высшего образования в России требует изменения подходов к проблеме комплексной автоматизации вузов. Использование гомогенной программной среды, функционирующей в рамках единой технологической платформы, позволит решить проблемы фрагментарной автоматизации бизнес-процессов вуза и интеграции локальных информационных систем. Использование университетами-лидерами систем класса CPM и ERP позволит реализовать возможность автоматизации сквозных бизнес-процессов, применять единую транзакционную систему, радикально снизить затраты на межсистемную интеграцию. Опыт и технологические заделы университетов-лидеров, внедривших системы класса CPM и ERP, могут быть использованы всеми вузами России.

Литература:

1. Матвеев И.А. Компоненты ERPсистемы вуза и их роль в системе управления // Молодой ученый. — 2016. — № 6.

2. Шайдуров А.А. Теория и практика профессионального образования: поиск, инновации, перспективы. — 2012. — № 13.

3. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.

Модернизация системы высшего образования требует изменения подходов к проблеме комплексной автоматизации вузов, в том числе комплексной автоматизации учебного процесса и финансово-хозяйственной деятельности.

Вузы, внедряя даже локальные информационные системы, требуют от исполнителей обеспечивать согласованность всех технологий и инструментов, в том числе и на перспективу, с учетом возможных изменений автоматизируемых бизнес-процессов, нормативно-справочной информации и основных структур данных.

Одним из возможных вариантов реализации этих требований является использование интегрированных пакетов прикладного программного обеспечения, обеспечивающих общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности организации (ERP) и систем управления эффективностью предприятия (CPM).

Это позволит, с одной стороны, избежать дублирования информации и оптимизировать стандартные бизнес-процессы вуза типовым функционалом систем класса ERP и CPM, а с другой стороны, используя их интеграционные возможности, минимизировать затраты на интеграцию уже используемых в вузе информационных систем.

Такой подход позволит избежать известных проблем кризисного реинжиниринга и поможет выполнить не только стандартные требования, предъявляемые в настоящее время к вузам, но и такие, как создание системы перманентного мониторинга, ведение детального управленческого учета, автоматизацию функций финансового планирования и бюджетирования, получение отчетности по стандартам МСФО.

Тиражные ERP- и CPM-решения (при стандартной поставке) как правило не включают в себя такие необходимые вузу компоненты, как:

• система управления учебным процессом (включая расчет нагрузки и автоматизированное составление расписания);

• публичный Web-портал образовательной организации, с системой личных кабинетов для всех категорий обучающихся, сотрудников и руководителей;

• автоматизированная библиотечно-информационная система;

• система поддержки дистанционного обучения для всех категорий обучающихся и сотрудников, проходящих переобучение или повышение квалификации.

Для Цитирования:
Р.А. Никифоров, Проблемы комплексной автоматизации вузов в условиях модернизации системы высшего образования в России. Юрист ВУЗа. 2019;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: