По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-03-2205-01

Проблемы коммуникативных взаимодействий медицинских работников и пациентов в эпоху цифровизации

Романова Татьяна Евгеньевна к.м.н., доцент кафедры социальной медицины и организации здравоохранения Приволжского исследовательского медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации, Нижний Новгород, 603005, заместитель главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Городская клиническая больница № 5», ORHID 0000–0001–6328-079Х, E-mail: drmedromanova@gmail.com
Бердутина Элеонора Владимировна международный бизнес-тренер и коуч-стратег, иностранный член Британской ассоциации психологического типа (BAPT), Израиль, основатель педиатрического направления соционической типологии, E-mail: kartikeya2691@yahoo.com

Проблемы коммуникативного взаимодействия медицинских работников и пациентов остаются актуальными на протяжении многих лет, так как они во многом определяют эффективность лечения, приверженность к выполнению врачебных назначений, степень удовлетворенности пациента от посещения врача и медицинского учреждения и в конечном итоге уровень удовлетворенности общества существующим институтом здравоохранения. Положительный результат терапии будет больше, если используемый врачом стиль коммуникации будет адекватен типу информационного метаболизма больного. Непреложность принципа соответствия коммуникационных стилей двух взаимодействующих персон заключается не только в том, что данный принцип является обязательным условием, гарантирующим позитивный настрой пациента, но и в том, что как имманентный компонент лечебно-диагностического процесса он даже сам по себе способен произвести мощный психотерапевтический эффект. Цифровая медицина, которая как отдельное направление здравоохранения активно формируется на наших глазах, способствует формированию новых моделей коммуникации, отражающих цифровую трансформацию общества и социального института врача. В статье представлен краткий обзор отечественной и зарубежной литературы по вопросам межличностных коммуникаций в сфере здравоохранения и изменения базовых моделей взаимодействия врач — пациент под влиянием процесса цифровизации.

Литература:

1. Решетников А.В. Социальный институт медицины (часть 1). Социология медицины. 2018. Т. 17. № 1. С. 4–11.

2. Решетников А.В. Социальный институт медицины (часть 2). Социология медицины. 2018. Т. 17. № 2. С. 68–79.

3. Кром И.Л., Еругина М.В., Ерёмина М.Г., Ковалев Е.П., Власова М.В. Современные трансформации пространства медицины от медицинской помощи к медицинской услуге. Биоэтика. 2019. № 1 (23). С. 27–29.

4. Романов С.В., Абаева О.П. Проблемы органного донорства и трансплантации в русскоязычных социальных сетях. Социология медицины. 2019. Т. 18. № 1. С. 24–27.

5. Филиппов Ю.Н., Абаева О.П., Филиппов А.Ю., Щельина Н.Ю. Удовлетворенность пациента как один из критериев качества акушерско-гинекологической помощи (по результатам анализа письменных обращений населения г. Н. Новгорода). Акушерство и гинекология. 2013. № 7. С. 67–71.

6. Филиппов Ю.Н., Абаева О.П. Значение уровня образования и места жительства пациента в построении его правозаконных отношений с врачом муниципального лечебного учреждения. Социология медицины. 2009. № 1 (14). С. 27–29.

7. Филиппов Ю.Н., Абаева О.П., Егорова Т.В. Значение работы с письменными обращениями населения в территориальный орган управления здравоохранением в оценке организационно-правового обеспечения отрасли. Проблемы управления здравоохранением. 2007. № 4. С. 29–32.

8. Филиппов Ю.Н., Абаева О.П., Филиппов А.Ю. Проблемы компенсации морального вреда, связанного с оказанием медицинской помощи. Медицинское право. 2014. № 1. С. 21–24.

9. Решетников А.В., Присяжная Н.В., Павлов С.В. Внедрение института страховых представителей — новый уровень защиты прав потребителей. Социология медицины. 2016. Т. 15. № 1. С. 64.

10. Решетников А.В., Стадченко Н.Н., Соболев К.Э. Удовлетворенность россиян качеством медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования. Социология медицины. 2015. Т. 14. № 1. С. 19–25

11. Александрова О.Ю., Хальфин Р.А. Общие методические подходы к правовой оценке качества медицинской помощи. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2016. № 1–2. С. 11.

12. Александрова О.Ю., Байн Я.А., Савзян Г.Г. Экспертиза качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования — роль стандартов медицинской помощи. Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. 2015. № 5. С. 42–47.

13. Романов С.В., Дзюбак С.А., Абаева О.П. Пути повышения удовлетворенности пациентов при обслуживании в регистратуре поликлиники медицинской организации системы ФМБА России. Медицина экстремальных ситуаций. 2017. Т. 61. № 3. С. 47–50.

14. Гришина М.А. Коммуникация по поводу здоровья: теоретический и практический аспекты. Анализ риска здоровью. 2018. № 2. С.138–150.

15. Абаева О.П., Романов С.В., Рябова Л.Н. Особенности модели взаимоотношения пациентов, перенесших пересадку органов, и врачей центра трансплантации. Национальное здоровье. 2019. № 1. С. 23–26.

16. Идеальный образ врача в представлениях первокурсников Сеченовского университета Решетников А.В., Присяжная Н.В., Гринин В.М. Главврач. 2019. № 7. С. 54–58.

17. Решетников А.В., Айвазян Ш.Г., Присяжная Н.В. Роль участкового врача во мнениях молодых и опытных профессионалов. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 2 (156). С. 331–346.

18. Кром И.Л., Еругина М.В., Ковалёв Е.П., Ерёмина М.Г., Водолагин А.В., Бочкарёва Г.Н. Влияние социально детерминированных трансформаций здравоохранения на базовые характеристики профессиональной группы врачей. Главврач. 2019. № 7. С. 24–28.

19. Бердутин В.А. Применение соционической типологии в медицинских организациях. Главврач. 2019. № 7. С. 14–19.

20. Бердутин В.А. Использование элементов иррационального менеджмента в медицинских организациях. Главврач. 2019. № 9. С. 4–15.

21. Бердутин В.А., Бердутина Э.В. Логистика прикладных решений для бережливого здравоохранения и соционическая типология. LAP LAMBERT Academic Publishing: Beau Bassin, 2020. 205 с.

22. Berdutin V. Socionic Typology Helps Regulate Doctor-Patient Relationships. EC Nursing and Healthcare. 2020; 2 (4). Р. 32–35.

23. Berdutin V. Socionic vision on Bioethics and Deontology. LAP LAMBERT Academic Publishing: Beau Bassin, 2018; 394p.

24. Jeffrey D.I. Relational ethical approaches to the COVID-19 pandemic. J.Med. Ethics. 2020 Aug; 46 (8); Р. 495–498.

25. Warmoth K., Lynch J., Darlington N., Bunn F., Goodman C. Using video consultation technology between care homes and health and social care professionals: a scoping review and interview study during COVID-19 pandemic. Age Ageing. 2022; 51 (2). Р.1–17.

26. Waters L., Preston G., Nedungayil S. A retrospective review of the use of text message communication for a musculoskeletal service during COVID-19. Physiotherapy. Abstracts Oral Presentations. 2021. 114 (S1); Р.1–70.

27. The rules for online clinical engagement in the COVID era

28. Howgego G., Sharma I., Kalu P.J. Plast. Reconstr. Aesthet. Surg. 2020; 73 (12). Р.2127–2135.

29. Pee L.G., Pan S.L., Cui L. Artificial intelligence in healthcare robots: a social informatics study of knowledge embodiment. J. Assoc. Inf.Sci. Technol., 2019. 70, 351–369.

30. Hannun A.Y. et al. Cardiologist-level arrhythmia detection and classification in ambulatory electrocardiograms using a deep neural network. Nat. Med. 2019. 25, 65–69.

31. Koushik C.S. N., Choubey S.B., Choubey A. Chapter 7 — Application of virtual reality systems to psychology and cognitive neuroscience research. G.R. Sinha, J.S. Suri. Computer modelling, and cognitive science JSBT-CI, Academic Press. 2020; Р. 133–147.

32. Wiens J. et al. Do no harm: a roadmap for responsible machine learning for health care. Nat. Med. 2019. 25, Р. 1337–1340.

33. Johnson M.A., Lombroso P.J. A Common STEP in the Synaptic Pathology of Diverse Neuropsychiatric Disorders. Yale J. Biol. Med. 2012; 85 (4). Р. 481–490.

34. Van de V. N., Zeelenberg M., Pieters R. Appraisal patterns of envy and related emotions. Motiv Emot. 2012; 36 (2). Р. 195–204.

35. Halpern H.J., Epel B.M. Going Low in a World Going High: The Physiologic Use of Lower Frequency Electron Paramagnetic Resonance. Appl. Magn. Reson. 2020; 51 (9-10). Р. 887–907.

36. Mello M.J., Nirenberg T.D., Longabaugh R., Woolard R., Minugh A., Becker B., Baird J., Stein L. Emergency Department Brief Motivational Interventions for Alcohol With Motor Vehicle Crash Patients. Ann. Emerg. 2005; 45 (6). Р. 620–625.

1. Reshetnikov A.V. Sotsialnyi institut meditsiny (chast 1) [Social Institute of Medicine (Part 1)]. Sotsiologiia meditsiny [Sociology of Medicine]. 2018. V. 17. No. 1. P. 4–11. (In Russ.)

2. Reshetnikov A.V. Sotsialnyi institut meditsiny (chast 2) [Social Institute of Medicine (Part 2)]. Sotsiologiia meditsiny [Sociology of Medicine]. 2018. V. 17. No. 2. P. 68–79. (In Russ.)

3. Krom I.L., Erugina M.V., Eremina M.G., Kovalev E.P., Vlasova M.V. Sovremennye transformatsii prostranstva meditsiny ot meditsinskoi pomoshchi k meditsinskoi usluge [Modern transformations of the space of medicine from medical care to medical service]. Bioetika [Bioethics]. 2019. No. 1 (23). P. 27–29. (In Russ.)

4. Romanov S.V., Abaeva O.P. Problemy organnogo donorstva i transplantatsii v russkoiazychnykh sotsialnykh setiakh [Problems of organ donation and transplantation in Russian-speaking social networks]. Sotsiologiia meditsiny [Sociology of Medicine]. 2019. V. 18. No. 1. P. 24–27. (In Russ.)

5. Filippov Iu.N., Abaeva O.P., Filippov A.Iu., Shchelina N.Iu. Udovletvorennost patsienta kak odin iz kriteriev kachestva akushersko-ginekologicheskoi pomoshchi (po rezultatam analiza pismennykh obrashchenii naseleniia g. N. Novgoroda) [Patient satisfaction as one of the quality criteria for obstetric and gynecological care (according to the results of the analysis of written requests from the population of Nizhny Novgorod)]. Akusherstvo i ginekologiia [Obstetrics and Gynecology]. 2013. No. 7. P. 67–71. (In Russ.)

6. Filippov Iu.N., Abaeva O.P. Znachenie urovnia obrazovaniia i mesta zhitelstva patsienta v postroenii ego pravozakonnykh otnoshenii s vrachom munitsipalnogo lechebnogo uchrezhdeniia [The importance of the level of education and place of residence of the patient in building his legal relationship with the doctor of the municipal medical institution]. Sotsiologiia meditsiny [Sociology of Medicine]. 2009. № 1 (14). P. 27–29. (In Russ.)

7. Filippov Iu.N., Abaeva O.P., Egorova T.V. Znachenie raboty s pismennymi obrashcheniiami naseleniia v territorialnyi organ upravleniia zdravookhraneniem v otsenke organizatsionno-pravovogo obespecheniia otrasli [The importance of working with written appeals from the population to the territorial health authority in assessing the organizational and legal support of the industry]. Problemy upravleniia zdravookhraneniem [Problems of Healthcare Management]. 2007. No. 4. P. 29–32. (In Russ.)

8. Filippov Iu.N., Abaeva O.P., Filippov A.Iu. Problemy kompensatsii moralnogo vreda, sviazannogo s okazaniem meditsinskoi pomoshchi [Problems of compensation for non-pecuniary damage associated with the provision of medical care]. Meditsinskoe pravo [Medical Law]. 2014. No. 1. P. 21–24. (In Russ.)

9. Reshetnikov A.V., Prisiazhnaia N.V., Pavlov S.V. Vnedrenie instituta strakhovykh predstavitelei — novyi uroven zashchity prav potrebitelei [The introduction of the institution of insurance representatives is a new level of consumer protection]. Sotsiologiia meditsiny [Sociology of Medicine]. 2016. V. 15. № 1. P. 64. (In Russ.)

10. Reshetnikov A.V., Stadchenko N.N., Sobolev K.E. Udovletvorennost rossiian kachestvom meditsinskoi pomoshchi v sisteme obiazatelnogo meditsinskogo strakhovaniia [Satisfaction of Russians with the quality of medical care in the system of compulsory medical insurance]. Sotsiologiia meditsiny [Sociology of Medicine]. 2015. V. 14. No. 1. P. 19–25. (In Russ.)

11. Aleksandrova O.Iu., Khalfin R.A. Obshchie metodicheskie podkhody k pravovoi otsenke kachestva meditsinskoi pomoshchi [General methodological approaches to the legal assessment of the quality of medical care]. Problemy standartizatsii v zdravookhranenii [Problems of Standardization in Healthcare]. 2016. No. 1–2. P. 11. (In Russ.)

12. Aleksandrova O.Iu., Bain Ia.A., Savzian G.G. Ekspertiza kachestva meditsinskoi pomoshchi v sisteme obiazatelnogo meditsinskogo strakhovaniia — rol standartov meditsinskoi pomoshchi [Examination of the quality of medical care in the system of compulsory health insurance — the role of standards of medical care]. Obiazatelnoe meditsinskoe strakhovanie v Rossiiskoi Federatsii [Compulsory Health Insurance in the Russian Federation]. 2015. № 5. P. 42–47. (In Russ.)

13. Romanov S.V., Dziubak S.A., Abaeva O.P. Puti povysheniia udovletvorennosti patsientov pri obsluzhivanii v registrature polikliniki meditsinskoi organizatsii sistemy FMBA Rossii [Ways to improve patient satisfaction during service at the registry of a polyclinic of a medical organization of the FMBA system of Russia]. Meditsina ekstremalnykh situatsii [Medicine of Extreme Situations]. 2017. V. 61. No. 3. P. 47–50. (In Russ.)

14. Grishina M.A. Kommunikatsiia po povodu zdorovia: teoreticheskii i prakticheskii aspekty [Communication about health: theoretical and practical aspects]. Analiz riska zdoroviu [Health Risk Analysis]. 2018. № 2. P.138–150. (In Russ.)

15. Abaeva O.P., Romanov S.V., Riabova L.N. Osobennosti modeli vzaimootnosheniia patsientov, perenesshikh peresadku organov, i vrachei tsentra transplantatsii [Features of the model of the relationship between patients who underwent organ transplantation and doctors of the transplantation center]. Natsionalnoe zdorovie [National Health]. 2019. № 1. P. 23–26. (In Russ.)

16. Reshetnikov A.V., Prisiazhnaia N.V., Grinin V.M. Idealnyi obraz vracha v predstavleniiakh pervokursnikov Sechenovskogo universiteta [The ideal image of a doctor in the minds of the Sechenov University freshmen]. Glavvrach [Head Physician]. 2019. No. 7. P. 54–58. (In Russ.)

17. Reshetnikov A.V., Aivazian Sh.G., Prisiazhnaia N.V. Rol uchastkovogo vracha vo mneniiakh molodykh i opytnykh professionalov [The role of the district doctor in the opinions of young and experienced professionals]. Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i sotsialnye peremeny [Monitoring public opinion: economic and social changes]. 2020. No. 2 (156). P. 331–346. (In Russ.)

18. Krom I.L., Erugina M.V., Kovalev E.P., Eremina M.G., Vodolagin A.V., Bochkareva G.N. Vliianie sotsialno determinirovannykh transformatsii zdravookhraneniia na bazovye kharakteristiki professionalnoi gruppy vrachei [The impact of socially determined healthcare transformations on the basic characteristics of a professional group of doctors]. Glavvrach [Head Physician]. 2019. № 7. P. 24–28. (In Russ.)

19. Berdutin V.A. Primenenie sotsionicheskoi tipologii v meditsinskikh organizatsiiakh [Application of socionic typology in medical organizations]. Glavvrach [Head Physician]. 2019. No. 7. P. 14–19. (In Russ.)

20. Berdutin V.A. Ispolzovanie elementov irratsionalnogo menedzhmenta v meditsinskikh organizatsiiakh [The use of elements of irrational management in medical organizations]. Glavvrach [Head Physician]. 2019. No. 9. P. 4–15. (In Russ.)

21. Berdutin V.A., Berdutina E.V. Logistika prikladnykh reshenii dlia berezhlivogo zdravookhraneniia i sotsionicheskaia tipologiia [Logistics of applied solutions for lean healthcare and socionic typology]. LAP LAMBERT Academic Publishing: Beau Bassin, 2020. 205 p. (In Russ.)

22. Berdutin V. Socionic Typology Helps Regulate Doctor-Patient Relationships. EC Nursing and Healthcare. 2020; 2 (4). Р. 32–35.

23. Berdutin V. Socionic vision on Bioethics and Deontology. LAP LAMBERT Academic Publishing: Beau Bassin, 2018; 394p.

24. Jeffrey D.I. Relational ethical approaches to the COVID-19 pandemic. J.Med. Ethics. 2020 Aug; 46 (8); Р. 495–498.

25. Warmoth K., Lynch J., Darlington N., Bunn F., Goodman C. Using video consultation technology between care homes and health and social care professionals: a scoping review and interview study during COVID-19 pandemic. Age Ageing. 2022; 51 (2). Р.1–17.

26. Waters L., Preston G., Nedungayil S. A retrospective review of the use of text message communication for a musculoskeletal service during COVID-19. Physiotherapy. Abstracts Oral Presentations. 2021. 114 (S1); Р.1–70.

27. The rules for online clinical engagement in the COVID era

28. Howgego G., Sharma I., Kalu P.J. Plast. Reconstr. Aesthet. Surg. 2020; 73 (12). Р.2127–2135.

29. Pee L.G., Pan S.L., Cui L. Artificial intelligence in healthcare robots: a social informatics study of knowledge embodiment. J. Assoc. Inf.Sci. Technol., 2019. 70, 351–369.

30. Hannun A.Y. et al. Cardiologist-level arrhythmia detection and classification in ambulatory electrocardiograms using a deep neural network. Nat. Med. 2019. 25, 65–69.

31. Koushik C.S. N., Choubey S.B., Choubey A. Chapter 7 — Application of virtual reality systems to psychology and cognitive neuroscience research. G.R. Sinha, J.S. Suri. Computer modelling, and cognitive science JSBT-CI, Academic Press. 2020; Р. 133–147.

32. Wiens J. et al. Do no harm: a roadmap for responsible machine learning for health care. Nat. Med. 2019. 25, Р. 1337–1340.

33. Johnson M.A., Lombroso P.J. A Common STEP in the Synaptic Pathology of Diverse Neuropsychiatric Disorders. Yale J. Biol. Med. 2012; 85 (4). Р. 481–490.

34. Van de V. N., Zeelenberg M., Pieters R. Appraisal patterns of envy and related emotions. Motiv Emot. 2012; 36 (2). Р. 195–204.

35. Halpern H.J., Epel B.M. Going Low in a World Going High: The Physiologic Use of Lower Frequency Electron Paramagnetic Resonance. Appl. Magn. Reson. 2020; 51 (9-10). Р. 887–907.

36. Mello M.J., Nirenberg T.D., Longabaugh R., Woolard R., Minugh A., Becker B., Baird J., Stein L. Emergency Department Brief Motivational Interventions for Alcohol With Motor Vehicle Crash Patients. Ann. Emerg. 2005; 45 (6). Р. 620–625.

За последние 30 лет новейшей российской истории либерально-рыночное преобразование экономики страны подвергло серьезному испытанию нравственные устои работников здравоохранения и, как это ни печально констатировать, глубоко деформировало систему отношений между врачами и пациентами [1–3]. Традиционно этой проблеме посвящены заголовки статей в прессе, телевизионные передачи, а также многочисленные публикации в отечественной и зарубежной научной литературе, но сегодня мы уже не удивляемся, когда слышим или читаем в блогах социальных сетей негативные отзывы знакомых и незнакомых людей о ненадлежащем качестве оказанной им медицинской помощи [4, 23]. Специалисты, занимающиеся в медицинских организациях вопросами контроля качества, постоянно имеют дело с жалобами пациентов [5–8] и негативными экспертными заключениями о некачественных медицинских услугах [9–13, 20]. Все это свидетельствует о том, что кризис во взаимоотношениях между медицинскими работниками и больными проявляется все отчетливее, захватывая все новые и новые лечебно-профилактические учреждения, проникая во все слои общества [2–3].

В связи с этим целью данного исследования явилось проведение анализа особенностей моделей взаимоотношения врача и пациента в эпоху развития цифровизации.

Проблема взаимоотношений врач — пациент уходит глубоко корнями в социально-культурную среду, прямо связанную с текущей экономической ситуацией в стране, потому что медицинская практика находится в тесной связи как с уровнем общественного благосостояния, так и с доминирующей религиозно-нравственной парадигмой. Феномен культуры в целом оказывает непосредственное влияние не только на принятые в определенных слоях населения воззрения на здоровье и болезнь, но и сказывается на организации всего процесса производства медицинских услуг. Векторы этого влияния разнонаправленные: тогда как у отдельных людей достижения медицины формируют ощущение тревоги и страха перед будущим, у других же они порождают малообоснованные надежды на исцеление.

Для Цитирования:
Романова Татьяна Евгеньевна, Бердутина Элеонора Владимировна, Проблемы коммуникативных взаимодействий медицинских работников и пациентов в эпоху цифровизации. ГЛАВВРАЧ. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: