Воздействие инновационных технологий на человечество постоянно усиливается. И прежде всего это информационные технологии [1–3]. В данных условиях уровень качества предоставляемых товаров и услуг становится очевидным немедленно, а не как это было 20‑30 лет назад, спустя месяцы и даже годы. Ранее инновационные товары были способны приносить прибыль для своих производителей на протяжении нескольких лет, теперь же они постоянно заменяются новыми. То есть изделия, которые уникальны сегодня, уже через малый промежуток времени становятся устаревшими и даже превращаются в обыденные потребительские товары.
В ХХ веке главным средством связи было радио, а основным транспортным средством — лошади. Развитие технологий позволило людям, встретившим XXI век, пользоваться сотовыми телефонами и летать самолетами. Технологические прорывы, которые произошли в прошлом веке, стали основой для кардинальных изменений в инфраструктуре и образе жизни в XXI веке. В это время неотъемлемой частью товаров и услуг, поставляемых потребителю, становится качество [4–6].
Чтобы понять, как обеспечивается качество продукции в XXI веке, необходимо дать определение понятию «качество» и выделить основные показатели качества. В международном стандарте ISO 8402 дается следующее определение термину «качество». «Качество — это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности» [7].
Также существуют определенные свойства качества. Свойством качества принято называть способность продукции, которая проявляется при ее жизненном цикле (проектирование, эксплуатация, потребление). Количественные свойства продукции выражаются с помощью определенных показателей качества.
В свою очередь, показатели качества принято делить на:
♦ функциональные;
♦ ресурсосберегающие;
♦ природоохранные.
Функциональные показатели качества выражают потребительские свойства изделия:
♦ технический эффект. К нему относится производительность, мощность, скорость;