По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008

Проблемы идентичности в медиа-сообществах

Лисенкова Анастасия Алексеевна ФГБОУ ВО «Пермский государственный институт культуры», Россия, 614000, Пермь, ул. Газеты «Звезда», 18, E-mail: oskar46@mail.ru

В статье акцентировано внимание на особенностях формирования сообществ в социальных сетях глобального информационного пространства. Анализируются безграничные возможности и угрозы использования современных коммуникационных технологий и их влияние, прежде всего на молодежь. Неограниченность способов самопрезентации и конструирования идентичности в глобальной сети приводит к переносу способов и норм общения из online-пространства в повседневную жизнь людей. В поиске «своих», в нахождении близкого доверительного круга общения пользователи создают свой собственный креативный контент, формируя пул «друзей» и группы сообществ, оказывающие влияние на процесс построения множественной идентичности пользователя.

Литература:

1. Развитие социальных интернет-сетей в российской культуре Ефимов Е. Г. (опыт контент-анализа) / Е. Г. Ефимов // Грамота, 2013. — № 1 (27): В 2-х ч. — Ч. II. — C. 83–87.

2. Специфика социального взаимодействия индивидов в интер- Иванченко Д. А. нет-сообществе [Электронний ресурс.] — URL: http://www.isras.ru/abstract_ bank/1208188722.pdf

3. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе Кастельс М. и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева, под ред. В. Харитонова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 15 с.

4. Специфика формирования Невесенко Е. Д. и функционирования Интернетсообществ: социальный аспект [Текст] / Е. Д. Невесенко // Молодой ученый. — 2011. — № 5. Т. 2. — С. 88–92.

5. Стратегия социологического исследования. Описание, объясне- Ядов В. А. ние, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. — 3-е изд., испр. — М.: Омега-Л, 2007. — 567 с.

Статья поступила 23.05.2016 г.

Глобальные информационные процессы все более активно внедряются в современную повседневную действительность людей, обостряя проблему поиска и сохранения культурной идентичности.

Сегодня исследованиям культурной, этнической, политической, национальной, конфессиональной идентичности посвящено достаточно большое количество исследований. От основополагающих концепций (Э. Эриксон, П. Бергер, Т. Лукман, Ж. Лакан, Г. Бриквелл) к пониманию идентичности как жизненного нарратива (М. Сомерс, Г. Гибсон), своеобразного перфоманса (Х. Баба). Традиционный привычный мир превратился на наших глазах в мир бесконечных возможностей без проторенных дорог и устойчивых ориентиров. По мнению М. Кастельса, современное общество характеризуется качественным изменением, в первую очередь, коммуникативной среды, создавая единое многомерное интерактивное пространство.

Наиболее восприимчивой к любым изменениям и реагирующими на все новое, на любую, даже незначительную внешнюю, трансформацию традиционно остается молодежь. Формирование ценностно-смыслового мира, жизненной позиции, идентичности молодых людей сегодня тесно переплетено с новыми способами коммуникаций, информационной доступностью, близостью нахождения друзей и нахождения своих сообществ независимо от расстояния.

Изучению влияния новых технологий и современных коммуникаций на молодежь также посвящено немало исследований в контексте гуманитарного знания (Р. Бенедикт, Л. Фойер, А. Петровский, Д. Эльконин, И. Кон, С. Иконникова, Л. Коган, В. Немировский, В. Лисовский и др.). Но в условиях смены парадигмы, трансформации повседневной жизни человека меняется и восприятие культуры, влияя на самоопределение и самоидентификацию всех членов общества. Развитие цифровых технологий в мире послужило толчком не только для нового типа коммуникаций, но и для нового типа культуры в целом. Эти изменения коснулись всех сфер повседневной жизни. Произошла смена способов коммуникации и взаимодействия, нахождения «своих» и олицетворения образа «чужих». Возможность более свободно коммуницировать, создавать свои «круги притяжения», практически неограниченная свобода взаимодействия и коммуникации позволили выйти индивиду на совершенно другой уровень репрезентации личности, формирования общности и трансформации собственной множественной культурной идентичности. Идентичность становится не чем-то утвержденным в статике, она постоянно изменяется под влиянием внешних и внутренних факторов, меняющейся среды, способов взаимодействия и коммуницирования (возникает, так называемая подвижная «дрейфующая» идентичность).

Для Цитирования:
Лисенкова Анастасия Алексеевна, Проблемы идентичности в медиа-сообществах. Вопросы культурологии. 2016;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: