Статья поступила 23.05.2016 г.
Глобальные информационные процессы все более активно внедряются в современную повседневную действительность людей, обостряя проблему поиска и сохранения культурной идентичности.
Сегодня исследованиям культурной, этнической, политической, национальной, конфессиональной идентичности посвящено достаточно большое количество исследований. От основополагающих концепций (Э. Эриксон, П. Бергер, Т. Лукман, Ж. Лакан, Г. Бриквелл) к пониманию идентичности как жизненного нарратива (М. Сомерс, Г. Гибсон), своеобразного перфоманса (Х. Баба). Традиционный привычный мир превратился на наших глазах в мир бесконечных возможностей без проторенных дорог и устойчивых ориентиров. По мнению М. Кастельса, современное общество характеризуется качественным изменением, в первую очередь, коммуникативной среды, создавая единое многомерное интерактивное пространство.
Наиболее восприимчивой к любым изменениям и реагирующими на все новое, на любую, даже незначительную внешнюю, трансформацию традиционно остается молодежь. Формирование ценностно-смыслового мира, жизненной позиции, идентичности молодых людей сегодня тесно переплетено с новыми способами коммуникаций, информационной доступностью, близостью нахождения друзей и нахождения своих сообществ независимо от расстояния.
Изучению влияния новых технологий и современных коммуникаций на молодежь также посвящено немало исследований в контексте гуманитарного знания (Р. Бенедикт, Л. Фойер, А. Петровский, Д. Эльконин, И. Кон, С. Иконникова, Л. Коган, В. Немировский, В. Лисовский и др.). Но в условиях смены парадигмы, трансформации повседневной жизни человека меняется и восприятие культуры, влияя на самоопределение и самоидентификацию всех членов общества. Развитие цифровых технологий в мире послужило толчком не только для нового типа коммуникаций, но и для нового типа культуры в целом. Эти изменения коснулись всех сфер повседневной жизни. Произошла смена способов коммуникации и взаимодействия, нахождения «своих» и олицетворения образа «чужих». Возможность более свободно коммуницировать, создавать свои «круги притяжения», практически неограниченная свобода взаимодействия и коммуникации позволили выйти индивиду на совершенно другой уровень репрезентации личности, формирования общности и трансформации собственной множественной культурной идентичности. Идентичность становится не чем-то утвержденным в статике, она постоянно изменяется под влиянием внешних и внутренних факторов, меняющейся среды, способов взаимодействия и коммуницирования (возникает, так называемая подвижная «дрейфующая» идентичность).