Людмила Петровна Илларионова
заведующая кафедрой педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К.А. Тимирязева, г. Москва ilp-dok@mail.ru
В новых социально-экономических условиях жизни нашей страны в российском образовании наметились серьёзные изменения, касающиеся в первую очередь качественных характеристик современного образования. Ни для кого не секрет, что в российских школах в погоне за хорошими результатами ЕГЭ нередко происходит натаскивание на выполнение учащимися проверочных тестов, зачастую в ущерб изучению так называемых «необязательных» учебных дисциплин. В итоге — слабая базовая подготовка абитуриента, низкая мотивация обучения в вузе, обусловленная поступлением не по интересам и склонностям, а по выбранным дисциплинам и баллам ЕГЭ или бюджетным местом — не важно, по какому направлению подготовки.
В результате вузы получают студента-первокурсника, недостаточно подготовленного к обучению в высшей школе, с низким уровнем знаний, которые надо подтягивать до вузовского обучения. Задача университетов усложняется тем, что они должны формировать у таких абитуриентов систему теоретических знаний и профессиональных умений, а также огромное число компетенций, предусмотренных ФГОС. Всё это влечёт за собой и недостаточный уровень профессиональной подготовки студента-бакалавра. В конечном итоге общество и государство получают недостаточно компетентного специалиста в области своей профессиональной деятельности, зачастую не готового работать по направлению подготовки и квалификации, указанной в дипломе, и, как правило, трудоустраивающегося там, где удастся. К сожалению, это типичная картина любого российского высшего учебного заведения.
Вузы сельскохозяйственного профиля стоят в особом ряду в силу специфики контингента студентов и особенностей учебно-воспитательного процесса. Основной контингент абитуриентов таких вузов — ребята из сельской местности, хорошо знающие особенности своей будущей профессиональной деятельности. Однако на непрофильных факультетах, в частности на гуманитарно-педагогическом, в Российском государственном аграрном университете — МСХА им. К.А. Тимирязева довольно большое число студентов — москвичи, ребята из ближнего Подмосковья, а также небольших российских городов. Главная задача этого факультета — подготовка квалифицированных кадров для сельскохозяйственной сферы, например организаторов агротуризма, педагогических работников для среднего профессионального образования, экономистов для агропромышленных комплексов и пр.