Развитие государственных услуг в сфере таможенного регулирования перемещения рыбной продукции обусловливается необходимостью комплексного развития рыбной промышленности России, что, в свою очередь, подчеркивается ее особым значением для продовольственной безопасности и социально-экономической стабильности страны.
Анализ современного состояния рыбной промышленности позволил выявить ряд проблем ее функционирования. Основная добыча сосредоточена в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне — 64,9 %, или 3111,8 тыс. т [1]. Дальневосточный регион определяет расположенность ресурсной и производственной базы, а также является основным поставщиком сырья и готовой продукции в Российской Федерации.
Развитие промышленности особенно важно для регионов, где сосредоточены основные потребители рыбной продукции (регионы Центрального, Приволжского, Южного федеральных округов). Уровень физической доступности и потребления рыбной продукции в них ниже по сравнению с Дальневосточным и Северо-Западным регионами страны. Об этом свидетельствуют показатели потребления рыбной продукции в различных регионах: Чукотский автономный округ — 50,3 кг рыбной продукции на жителя региона, уровень потребления в Москве — 21,9 кг, в Республике Ингушетия — 20,4 кг [2].
Потребление рыбопродуктов согласно рекомендациям, отвечающим современным требованиям здорового питания, должно составлять не менее 22 кг/год/человек [3]. Среднее фактическое потребление рыбы и рыбопродуктов в живом весе по стране в 2018 г. составило 20,2 кг и не соответствует рекомендованным нормам [4].
В структуре экспорта рыбы и рыбной продукции с 2013–2019 гг. долевое соотношение менялось незначительно. В экспорте большую долю занимают товары, относящиеся к товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС: 0303 (рыба мороженная) — 86,2 %; 0304 (филе рыбное) — 5; 0306 (ракообразные) — 4,5 %. Доля готовой или консервированной рыбной продукции (товарные позиции 1604, 1605 ТН ВЭД ЕАЭС) с 2013 г. сократилась с 1,3 до 1 % [5] (рис. 1).