По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Проблемы и тенденции развития таможенного регулирования перемещения рыбной продукции в Российской Федерации

Филиппова Е. А. аспирант, Российская таможенная академия, e-mail: dewinka011@bk.ru

В статье показана роль государственных услуг в развитии рыбной промышленности России. Приведены результаты анализа современного состояния рыбной промышленности и тенденций развития таможенного регулирования перемещения рыбной продукции.

Литература:

1. Экономика отрасли [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fi sh.gov.ru/otraslevayadeyatelnost/ekonomika-otrasli.

2. Потребление рыбной продукции в России сохранилось на уровне 21,5 кг на человека в год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fi sh.gov. ru/press-tsentr/novosti/24607potreblenie-rybnoj-produktsii-vrossii-sokhranilos-na-urovne-21-5kg-na-cheloveka-v-god.

3. Приказ Минздрава России от 19.08.2016 № 614 «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru.

4. Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru.

5. Статистика и аналитика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fi sh.gov.ru/ files/documents/otraslevaya_ deyatelnost/ekonomika_otrasli/ statistika_analitika/2020/eksportimport_01-12_2019.pdf.

6. Анализ конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой промышленности, производимой в государствах — членах Евразийского экономического союза, за 2017 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/ prom_i_agroprom/dep_agroprom/ sensitive_products/Documents/ Анализ%20конкурентоспособности%20за%202017%20год.pdf.

7. О ситуации на рынке рыбы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nfr. ru/media/files/monitoring/2020/ monitoring.24.02.2020.pdf.

8. Указ Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

9. Аквакультура в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fao.org/fi shery/ statistics/global-production/en.

10. Материалы коллегии Росрыболовства — 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fish.gov.ru/files/documents/ ob_agentstve/kollegiya/itogi_2017_ zadachi_2018.pdf.

11. Промышленность России 2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru.

12. Гупанова Ю. Е. Методология управления качеством таможенных услуг: монография. — М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. — С. 17.

13. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 162 «О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции"» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

14. «Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт»» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

Развитие государственных услуг в сфере таможенного регулирования перемещения рыбной продукции обусловливается необходимостью комплексного развития рыбной промышленности России, что, в свою очередь, подчеркивается ее особым значением для продовольственной безопасности и социально-экономической стабильности страны.

Анализ современного состояния рыбной промышленности позволил выявить ряд проблем ее функционирования. Основная добыча сосредоточена в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне — 64,9 %, или 3111,8 тыс. т [1]. Дальневосточный регион определяет расположенность ресурсной и производственной базы, а также является основным поставщиком сырья и готовой продукции в Российской Федерации.

Развитие промышленности особенно важно для регионов, где сосредоточены основные потребители рыбной продукции (регионы Центрального, Приволжского, Южного федеральных округов). Уровень физической доступности и потребления рыбной продукции в них ниже по сравнению с Дальневосточным и Северо-Западным регионами страны. Об этом свидетельствуют показатели потребления рыбной продукции в различных регионах: Чукотский автономный округ — 50,3 кг рыбной продукции на жителя региона, уровень потребления в Москве — 21,9 кг, в Республике Ингушетия — 20,4 кг [2].

Потребление рыбопродуктов согласно рекомендациям, отвечающим современным требованиям здорового питания, должно составлять не менее 22 кг/год/человек [3]. Среднее фактическое потребление рыбы и рыбопродуктов в живом весе по стране в 2018 г. составило 20,2 кг и не соответствует рекомендованным нормам [4].

В структуре экспорта рыбы и рыбной продукции с 2013–2019 гг. долевое соотношение менялось незначительно. В экспорте большую долю занимают товары, относящиеся к товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС: 0303 (рыба мороженная) — 86,2 %; 0304 (филе рыбное) — 5; 0306 (ракообразные) — 4,5 %. Доля готовой или консервированной рыбной продукции (товарные позиции 1604, 1605 ТН ВЭД ЕАЭС) с 2013 г. сократилась с 1,3 до 1 % [5] (рис. 1).

Для Цитирования:
Филиппова Е. А., Проблемы и тенденции развития таможенного регулирования перемещения рыбной продукции в Российской Федерации. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: