По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.3.083 DOI:10.33920/sel-10-2508-01

Проблемы и пути развития инженерно-технической системы АПК (часть 6)

Денисов В. А. д-р техн. наук, гл. науч. сотр., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
Катаев Ю. В. канд. техн. наук, доцент, вед. науч. сотр., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
Герасимов В. С. вед. спец., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
Костомахин М. Н. канд. техн. наук, вед. науч. сотр., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
Петрищев Н. А. канд. техн. наук, вед. спец., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ

Обоснованы роль и место инженерной системы в условиях инновационного развития и модернизации АПК. Рассмотрено состояние инженерно-технической системы (ИТС) агропромышленного комплекса (АПК); предложена стратегия поддержания сельскохозяйственной техники (СХТ) в работоспособном состоянии и система оценки эксплуатационных свойств основных показателей надежности СХТ; выработаны перспективные направления развития стратегии технического обслуживания и ремонта СХТ; представлены технологии и показатели надежности сельскохозяйственных машин; рекомендованы современные методы диагностирования деталей и узлов СХТ с использованием цифровых интеллектуальных технологий; представлена аппаратно-программная платформа сбора и обработки эксплуатационных данных СХТ; даны методические указания определения границ эксплуатации и утилизации СХТ, выведенной из эксплуатации; дан анализ использования вторичных ресурсов утилизируемой СХТ; обосновано создание цехов (участков) по утилизации техники в рамках ремонтных предприятий АПК, а также участков по восстановлению деталей; представлены возможности использования CALS-технологий (ИПИ — информационная поддержка процессов жизненного цикла изделий) при формировании системы утилизации техники в АПК; предложена для внедрения автоматизированная интерактивная 3D-система для измерительного контроля деталей при ремонте автотракторных двигателей, а также методы совершенствования системы технического сервиса сельскохозяйственной техники; даны рекомендации по совершенствованию и модернизации ИТС; рассмотрены вопросы импортозамещения ремонтно-технологического оборудования при проведении ремонта и технического обслуживания СХТ. Даны рекомендации по экономии топливно-смазочных материалов при эксплуатации сельскохозяйственных машин и агрегатов. Отражены вопросы совершенствования системы сертификации по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники.

Литература:

1. Сергиенко А.Г. Как организовать технический сервис МТП в современных условиях / А. Г. Сергиенко, В. И. Свищев // Техника и оборудование для села. — 2010. — № 12. — С. 42–44.

2. Бражник М. В. К вопросу изучения системы информационно консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей: зарубежный опыт / М. В. Бражник // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 1 (29). — С. 408–413.

3. Бычков М. Ф. Консультационная служба в Германии / М. Ф. Бычков, А. М. Беляков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 1994. — № 9. — С. 47–48.

4. Методические рекомендации по совершенствованию системы агросервисного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях инновационного развития и модернизации АПК Республики Беларусь / А. С. Сайганов и др. — Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2016. — 141 с.

5. Скляренко В. К., Прудников В. М. Экономика предприятия: Учебник. — М.: ИНФРА — М., 2006. — 528 с.

Зарубежный опыт развитых стран, где значительно развита дилерская сеть агросервиса, подтверждает формирование общемировой тенденции перехода к дилерским службам, что ведет к изменению отношения к ремонту как отдельной операции, сместив акценты на проведение в первую очередь обслуживания в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации машин.

В странах с развитой рыночной экономикой формирование технического сервиса осуществляется на основании трех наиболее значимых организационных структур — фирм-изготовителей, дилеров и потребителей сельскохозяйственной техники.

Несмотря на то что, например, в США организационные формы обслуживания сельскохозяйственной техники, применяемые фирмами, различны, в основе их функционирования лежит ряд общих принципов:

- ответственность за техническое состояние сельскохозяйственных машин в течение всего срока их службы несет фирма-изготовитель через широкую систему дилеров. Этот основной принцип в США подкреплен соответствующим законодательством, которое запрещает продажу техники без организации ее технического обслуживания;

- фирма-изготовитель и дилеры обеспечивают проведение технического обслуживания в течение всего периода работы машины;

- фирма-изготовитель организует техническое обслуживание техники везде, где она ее продает, путем широкой системы дилеров. Всего в Америке различные фирмы имеют свыше 16 тыс. дилеров. В связи с этим следует отметить стремление дилеров быть как можно ближе к фермерским хозяйствам. Дилер в США обслуживает 300–400 ферм, находящихся в радиусе 80–100 миль.

Однако в последние годы неблагоприятная экономическая обстановка изменила ситуацию в структуре агробизнеса зарубежных стран. Число производителей сельскохозяйственной техники, например, во Франции снизилось за последние три года на 15–29 %, в США — на 25–30 %. В то же время падение объемов продаж техники увеличило все виды сервисных услуг и ремонта, а это привело к увеличению количества ремонтных предприятий, используемых комплектов технической оснастки и других материальных ресурсов, необходимых для осуществления ремонтно-обслуживающего производства.

Для Цитирования:
Денисов В. А., Катаев Ю. В., Герасимов В. С., Костомахин М. Н., Петрищев Н. А., Проблемы и пути развития инженерно-технической системы АПК (часть 6). Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: