По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Проблемы и пути развития инженерно-технической системы АПК (часть 1)

Денисов В. А. д-р техн. наук, гл. науч. сотр., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
Катаев Ю. В. канд. техн. наук, доцент, вед. науч. сотр., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
Герасимов В. С. вед. спец., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
Костомахин М. Н. канд. техн. наук, вед. науч. сотр., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
Петрищев Н. А. канд. техн. наук, вед. спец., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
Соломашкин А. А. вед. спец., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
Мишина З. Н. ст. науч. сотр., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
Мордасова М. С. ст. науч. сотр., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ

Обоснованы роль и место инженерной системы в условиях инновационного развития и модернизации АПК. Рассмотрено состояние инженерно-технической системы (ИТС) агропромышленного комплекса (АПК); предложена стратегия поддержания сельскохозяйственной техники (СХТ) в работоспособном состоянии и система оценки эксплуатационных свойств основных показателей надежности СХТ; выработаны перспективные направления развития стратегии технического обслуживания и ремонта СХТ; представлены технологии и показатели надежности сельскохозяйственных машин; рекомендованы современные методы диагностирования деталей и узлов СХТ с использованием цифровых интеллектуальных технологий; представлена аппаратно-программная платформа сбора и обработки эксплуатационных данных СХТ; даны методические указания определения границ эксплуатации и утилизации СХТ, выведенной из эксплуатации; дан анализ использования вторичных ресурсов утилизируемой СХТ; обосновано создание цехов (участков) по утилизации техники в рамках ремонтных предприятий АПК, а также участков по восстановлению деталей; представлены возможности использования CALS-технологий (ИПИ — информационная поддержка процессов жизненного цикла изделий) при формировании системы утилизации техники в АПК; предложена для внедрения автоматизированная интерактивная 3D-система для измерительного контроля деталей при ремонте автотракторных двигателей, а также методы совершенствования системы технического сервиса сельскохозяйственной техники; даны рекомендации по совершенствованию и модернизации ИТС; рассмотрены вопросы импортозамещения ремонтно-технологического оборудования при проведении ремонта и технического обслуживания СХТ. Даны рекомендации по экономии топливно-смазочных материалов при эксплуатации сельскохозяйственных машин и агрегатов. Отражены вопросы совершенствования системы сертификации по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники.

Литература:

1. Алексеева Н. А. Сельскохозяйственное машиностроение: состояние, проблемы, перспективы развития отрасли // Вестник Удмуртского университета. — 2019. — № 5. — Т. 29. — С. 557–563.

2. Бурак П. И. Состояние и перспективы обновления парка сельскохозяйственной техники: научный аналитический обзор / П. И. Бурак, И. Г. Голубев, В. Ф. Федоренко, Н. П. Мишуров, В. Я. Гольтяпин. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. — 152 с.

3. Санду И. С. Формирование стратегических направлений модернизации технической базы сельского хозяйства на региональном уровне / И. С. Санду, А. А. Полухин, П. И. Бурак // Экономика сельского хозяйства России. — 2014. — № 10. — С. 11–19.

4. Черноиванов В. И. Модернизация инженерно-технической системы сельского хозяйства. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2010. — 412 с.

5. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве: Учеб. пособ. / Под ред. В. И. Черноиванова. — М.; Челябинск: ГОСНИТИ, ЧГАУ, 2003. — 992 с.

6. Статистический бюллетень ЕФРСБ. 30 июня 2019 г. (часть первая) [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.fedresurs.ru/news. (дата обращения: 24.12.2021).

7. Справочник реквизитов объединений и предприятий Всероссийского государственного кооперативного объединения «РОСАГРОРЕММАШ» (по состоянию на 01.01.2000) [Электронный ресурс]. — URL: https://findtm.ru/card/RU/REG/116020.html. (дата обращения: 24.12.2021).

8. Дорохов А. С. Технический сервис в системе инженерно-технического обеспечения АПК / А. С. Дорохов, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев // Сельский механизатор. — 2016. — № 8. — С. 2–5.

9. Дидманидзе О. Н. Тенденции развития цифровых технологий диагностирования технического состояния тракторов / О. Н. Дидманидзе, А. С. Дорохов, Ю. В. Катаев // Техника и оборудование для села. — 2020. — № 11 (281). — С. 39–43.

АПК является крупнейшим межотраслевым комплексом России. Доминирование этого комплекса в экономике определяется обеспечением продовольственной безопасности страны, а его потенциал определяется уровнем машинизации сельхозработ (УМС). В общем случае УМС должен соответствовать нормативам (отечественным или общемировым), определяющим оптимальное количество сельхозтехники, используемой для выполнения определенного вида и объема работ.

Отрасль отечественного сельхозмашиностроения даже в благоприятные периоды развития занимала не столь значимые позиции в экономике страны: всего около 0,3 % по удельному весу собственного производства техники, выполнению работ и оказанию услуг [1]. За последние 25–30 лет отечественное сельхозмашиностроение претерпело значительные изменения кризисного характера, что выражается потерей фактора полного самообеспечения всей гаммой сельскохозяйственной техники, обеспечение которой осуществлялось в советский период. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что основной причиной этого кризиса является отсутствие стабильного спроса на внутреннем рынке [1] и узкий рынок сбыта сельхозтехники [2], что приводит к падению уровня загрузки производственных мощностей отечественных производителей сельхозтехники. Правительство России делает попытки изменить ситуацию в сельском хозяйстве. Одной из мер поддержки экономически слабых и средних сельхозтоваропроизводителей является закупка современной энергонасыщенной техники через систему «Росагролизинг», на региональном уровне предусматривается инвестирование при закупке ими дорогостоящей техники [3]. За этот период разработано большое количество законов, стратегий, концепций, постановлений, распоряжений и прочих документов, касающихся развития АПК России. С одной стороны, это говорит о том, что правительство России уделяет большое внимание развитию сельхозмашиностроения, а с другой — о низкой эффективности и результативности предпринимаемых мер, касающихся развития сельских территорий.

Однако возможность обеспечения оптимального уровня УМС зависит не только от состояния сельхозмашиностроения. Технико-экономическое состояние АПК в значительной мере определяется двумя основными характеристиками: первая — обеспечение потребностей рынка АПК в технике, а вторая — возможности сельхозтоваропроизводителей приобретать технику и обеспечивать ее качественное техническое обслуживание.

Для Цитирования:
Денисов В. А., Катаев Ю. В., Герасимов В. С., Костомахин М. Н., Петрищев Н. А., Соломашкин А. А., Мишина З. Н., Мордасова М. С., Проблемы и пути развития инженерно-технической системы АПК (часть 1). Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: