Российские организации чрезвычайно нуждаются в увеличении масштабов инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений. Лизинг — один из альтернативных способов осуществления фирмами реальных инвестиций, обладающий рядом преимуществ по сравнению с покупкой объектов, в том числе за счет кредитования.
В то же время лизингополучатели сталкиваются и с рядом трудностей, поэтому крайне важно уточнить основные факторы, сдерживающие рост лизинговых операций в России, выявить векторы дальнейшего развития рынка лизинговых услуг, определить меры, стимулирующие активизацию реальных инвестиций предприятий в рамках лизинговых сделок.
Рынок лизингового бизнеса в России в целом имеет тенденцию к росту. Так, объем совокупного лизингового портфеля в 2017 г. увеличился на 48 % и достиг 1,1 трлн руб., что стало историческим максимумом.
В табл. 1 представлены некоторые сведения о масштабах рынка лизинга в России.
Географическое распределение лизинговых фирм по территории России является достаточно неравномерным (табл. 2).
На рисунке наглядно отражено распределение лизинговых компаний по группам, выделенным в табл. 2.
Лизинговые компании России можно классифицировать и по другим признакам [5]:
1) по форме собственности:
— с государственным участием (Сбербанк Лизинг, ВЭБ-лизинг, ВТБ Лизинг и пр.),
— без государственного участия (Сибирская лизинговая компания, Арвал, Балтинвест и др.);
2) механизму создания:
— банковские лизинговые фирмы — созданы банками или финансовыми группами (ВТБ Лизинг, Альфа-Лизинг, Райффайзен-Лизинг и пр.),
— лизинговые фирмы, созданные производителями (КАМАЗ-ЛИЗИНГ, Вольво финанс сервис Восток, Скания Лизинг и др.);
3) масштабам деятельности:
— холдинги (Альфа-лизинг, Газпромбанк лизинг, ТрансКредитЛизинг и т. д.),
— компании без филиальной сети (Анлагелизинг, Яков Семенов и др.);
4) сферам обслуживания и видам имущества, передаваемого в лизинг: