По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.543 DOI:10.33920/vne-04-2110-01

Проблемы и перспективы регулирования электронной коммерции в ЕАЭС

Алексей Валерьевич Бондаренко канд. экон. наук, кафедра менеджмента Одинцовского филиала Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, 143007, Россия, Московская область, г. Одинцово, ул. Ново-Cпортивная, д. 3, E-mail: a.bondarenko@odin.mgimo.ru, ORCID: 0000-0003-1996-0514
Ольга Владимировна Евграфова канд. филос. наук, доцент, кафедра экономической теории и международных экономических отношений Ростовского филиала ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», 344091, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр-т Стачки, д. 231/3, кв. 81, E-mail: dia7@bk.ru, ORCID: 00000002-8821-9941
Антон Юрьевич Кожанков канд. юрид. наук, кафедра торгового дела Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, 119454, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76, E-mail: tks2015@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-0504-2333
Валентин Юрьевич Вахрушев канд. экон. наук, кафедра таможенного дела Российского университета дружбы народов (РУДН), 117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, E-mail: val.vahrushev@gmail.com, ORCID: 0000-0002-2695-7463

Стремительный рост онлайн-торговли приводит к появлению ряда проблем, с которыми сталкиваются государства — члены ЕАЭС при осуществлении таможенного регулирования электронной торговли: сокращение налоговой базы за счет снижения объемов традиционной торговли; направление потоков прибыли в те страны, где зарегистрированы материнские компании онлайн-торговых площадок; несовершенная конкуренция товаров, ввозимых беспошлинно, по сравнению с товарами, произведенными в рамках ЕАЭС; появление новых угроз безопасности из-за фактического отсутствия сертификации и других ограничений, что актуализирует тщательное изучение этого явления и его своевременное регулирование. В статье обозначены актуальные вопросы регулирования перемещения товаров трансграничной электронной торговли через таможенную границу ЕАЭС, которые обусловливают необходимость внесения изменений в Соглашение о Таможенном кодексе ЕАЭС о трансграничной электронной торговле, а именно рассмотрено содержание проекта протокола о внесении изменений, согласно которому под «товарами для электронной торговли» понимаются товары, приобретенные физическими лицами в рамках внешней электронной торговли, под которой, в свою очередь, подразумевается заключение сделки, одной из сторон которой является внешнеэкономический оператор, на электронных торговых площадках через Интернет. Представлен анализ этих изменений, в особенности перспектива создания нового правового института и вида деятельности в области таможенного регулирования — оператора электронной коммерции, который будет обеспечивать логистику операций, а также взаимодействие с интернет-сайтами и таможней, осуществляя процессы таможенного декларирования. Определены основные требования к оператору электронной коммерции, специфика временного хранения, таможенного декларирования и выпуска товаров электронной коммерции, применения таможенной процедуры таможенного склада, а также порядок осуществления таможенных платежей и перспективы регулирования электронной коммерции в ЕАЭС.

Литература:

1. Новую передовую технологию таможенного оформления товаров электронной торговли протестируют в ЕАЭС // Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. — URL: https://eec.eaeunion.org/news/novuyu-peredovuyu-tehnologiyu-tamozhennogo-oformleniya-tovarov-elektronnoj-torgovli-protestiruyut-v-eaes/ (дата обращения: 12.07.2021).

2. Распоряжение Коллегии ЕЭК от 13.07.2021 № 102 «О проекте Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года» // ООО «Альта-Софт» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.alta.ru/tamdoc/21r00102/ (дата обращения: 27.07.2021).

3. Распоряжение Совета ЕЭК от 05.04.2021 № 7 «Об отдельных вопросах проведения в государствах — членах Евразийского экономического союза пилотного проекта (эксперимента) в области внешней электронной торговли товарами» // ООО «Альта-Софт» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.alta.ru/tamdoc/21s00007/ (дата обращения: 02.08.2021).

4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 (ред. от 28.05.2019 с изм. от 29.04.2020) «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293595/ (дата обращения: 03.08.2021).

5. Страны ЕАЭС готовят правила комплексного регулирования трансграничной интернет-торговли // Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. — URL: https://eec.eaeunion.org/news/10-04-2020-4/?sphrase_id=32794 (дата обращения: 03.08.2021).

6. Central Asia E-Commerce Market: Industry Trends, Share, Size, Growth, Opportunity and Forecast 2021-2026 // IMARC [Электронный ресурс]. — URL: https://www.imarcgroup.com/central-asia-e-commerce-market (дата обращения: 10.08.2021).

7. The Measurement and Analysis of E-Commerce: Frameworks for Improving Data Availability (English). — Washington, D.C.: World Bank Group, 2020. — 24 с.

1. Novuiu peredovuiu tekhnologiiu tamozhennogo oformleniia tovarov elektronnoi torgovli-protestiruiut v EAES [New advanced technology of customs clearance of e-commerce goods willbetestedin the EAEU]. Available at: https://eec.eaeunion.org/news/novuyu-peredovuyu-tehnologiyu-tamozhennogo-oformleniya-tovarov-elektronnoj-torgovli-protestiruyut-v-eaes/?sphrase_id=32793 (accessed: 12.07.2021) (in Russian).

2. Order of the EEC Board dated July 13, 2021 No. 102 "On the Draft Protocol on Amendments to the Agreement on the Customs Code of the Eurasian Economic Union dated April 11, 2017". Available at: https://www.alta.ru/tamdoc/21r00102/ (accessed: 27.07.2021) (in Russian).

3. Order of the EEC Council dated 05.04.2021 No. 7 "On certain issues of conducting a pilot project (experiment) in the member states of the Eurasian Economic Union in the field of foreign electronic trade in goods". Available at: https://www.alta.ru/ tamdoc/21s00007/(accessed: 02.08.2021) (in Russian).

4. Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission of December 20, 2017 No. 107 (as amended on 05/28/2019, as amended on 04/29/2020) "On certain issues related to goods for personal use". Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_293595/ (accessed: 03.08.2021) (in Russian).

5. Strany EAES gotoviat pravila kompleksnogo regulirovaniia transgranichnoi internet torgovli [The EAEU countries a redrafting legislation for the comprehensive regulation of cross-border Internet trade]. Available at: https://eec.eaeunion.org/ news/10-04-2020-4/?sphrase_id=32794 (accessed: 03.08.2021) (in Russian).

6. Central Asia E-Commerce Market: Industry Trends, Share, Size, Growth, Opportunity and Forecast 2021–2026. Available at: https://www.imarcgroup.com/central-asia-e-commerce-market (accessed: 10.08.2021).

7. World Bank Group (2020)/The Measurement and Analysis of E-Commerce: Frameworks for Improving Data Availability. Washington, D.C., 2020.

Электронная торговля радикально меняет сложившиеся за многие годы цепочки внешней торговли и состав ее участников. Традиционная внешняя торговля подразумевает в основном торговлю довольно крупными партиями аналогичных товаров. В такой цепочке обычно присутствует ограниченное количество субъектов: оптовый торговец (экспортер); перевозчик; оптовый покупатель (импортер); а далее — оптовые посредники на внутреннем рынке, розничные магазины. Традиционная схема внешней торговли позволяет за счет консолидации товарных потоков упорядочить как само перемещение товаров через таможенную границу, так и контроль их таможенной стоимости, сбор таможенных и налоговых платежей, реализацию мер нетарифного регулирования и, конечно же, сертификацию импортируемых товаров.

Электронная торговля, с другой стороны, подразумевает, что потребитель выбирает и покупает товары у иностранного производителя напрямую или через Интернет. В результате традиционные цепочки поставок рушатся — нет оптовиков и покупателей, а миллионы конечных потребителей (физических и юридических лиц) взаимодействуют с миллионами производителей [7].

Несколько лет назад это явление не носило такого массового характера, поэтому полностью вписывалось в рамки действующих таможенных правил — упрощенную процедуру таможенного оформления в пределах беспошлинного порога для физических лиц без соблюдения мер нетарифного регулирования.

Сегодня объем онлайн-торговли достиг таких объемов, что, помимо несомненных преимуществ для граждан, он уже начинает угрожать общественным интересам в различных сферах — сокращается налоговая база за счет сокращения обычной торговли; центры прибыли уходят в страны, где зарегистрированы материнские компании онлайн-торговых площадок; закрываются магазины и сокращаются рабочие места; товары, ввозимые беспошлинно, имеют несправедливые преимущества в конкуренции с товарами, произведенными в рамках ЕАЭС; угрозы безопасности и здоровью граждан постепенно возрастают из-за фактического отсутствия сертификации и других ограничений. Таким образом, этот новый сегмент внешней торговли нуждается в новом, комплексном правовом регулировании.

Для Цитирования:
Алексей Валерьевич Бондаренко, Ольга Владимировна Евграфова, Антон Юрьевич Кожанков, Валентин Юрьевич Вахрушев, Проблемы и перспективы регулирования электронной коммерции в ЕАЭС. Международная экономика. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: