Электронная торговля радикально меняет сложившиеся за многие годы цепочки внешней торговли и состав ее участников. Традиционная внешняя торговля подразумевает в основном торговлю довольно крупными партиями аналогичных товаров. В такой цепочке обычно присутствует ограниченное количество субъектов: оптовый торговец (экспортер); перевозчик; оптовый покупатель (импортер); а далее — оптовые посредники на внутреннем рынке, розничные магазины. Традиционная схема внешней торговли позволяет за счет консолидации товарных потоков упорядочить как само перемещение товаров через таможенную границу, так и контроль их таможенной стоимости, сбор таможенных и налоговых платежей, реализацию мер нетарифного регулирования и, конечно же, сертификацию импортируемых товаров.
Электронная торговля, с другой стороны, подразумевает, что потребитель выбирает и покупает товары у иностранного производителя напрямую или через Интернет. В результате традиционные цепочки поставок рушатся — нет оптовиков и покупателей, а миллионы конечных потребителей (физических и юридических лиц) взаимодействуют с миллионами производителей [7].
Несколько лет назад это явление не носило такого массового характера, поэтому полностью вписывалось в рамки действующих таможенных правил — упрощенную процедуру таможенного оформления в пределах беспошлинного порога для физических лиц без соблюдения мер нетарифного регулирования.
Сегодня объем онлайн-торговли достиг таких объемов, что, помимо несомненных преимуществ для граждан, он уже начинает угрожать общественным интересам в различных сферах — сокращается налоговая база за счет сокращения обычной торговли; центры прибыли уходят в страны, где зарегистрированы материнские компании онлайн-торговых площадок; закрываются магазины и сокращаются рабочие места; товары, ввозимые беспошлинно, имеют несправедливые преимущества в конкуренции с товарами, произведенными в рамках ЕАЭС; угрозы безопасности и здоровью граждан постепенно возрастают из-за фактического отсутствия сертификации и других ограничений. Таким образом, этот новый сегмент внешней торговли нуждается в новом, комплексном правовом регулировании.