В России, к сожалению, с приходом 1990-х гг. накопленный десятилетиями отечественный опыт управления качеством в значительной степени оказался забытым. Может создаться впечатление, что мы оказались как бы на пустом месте и все понадобилось начинать с нуля. Но с этим согласиться нельзя. Еще в 1950-е гг. в нашей стране была разработана и начала успешно применяться, прежде всего в ВПК, так называемая комплексная система управления качеством продукции (КС УКП). Многие ее элементы с успехом были тогда же использованы в развитых капиталистических странах, в частности в той же Японии, путем адаптации ее к своим условиям. В России же эта система, как и многие другие полезные начинания, как упоминалось, в «рыночные» 1990-е была отброшена как бы за ненадобностью.
Безусловно, в производственной сфере с наступлением XXI в. конкурентоспособность стала определяться качеством управления предприятием в самом широком смысле. В России все больше менеджеров понимают, что залог стабильности фирмы лежит в отлаженной системе управления, которая отвечает международным стандартам.
Вопрос обеспечения качества процессов предпринимательства и производства встал особенно остро в связи со вступлением в 2012 г. России в ВТО и усиленным конкурентным давлением иностранных компаний. Задача отечественных производителей весьма усложнилась, но в то же время стала достаточно очевидной. Выяснилось, что прежде всего нужно «не изобретать велосипед», но целенаправленно адаптировать богатый, более чем полувековой опыт зарубежных фирм с учетом национальной специфики и по возможности учиться на успешных примерах российских лидеров в области управления качеством.
На данный момент можно сказать, что набор инструментов для совершенствования производства обширен и продолжает пополняться новыми идеями и концепциями, включая метод «шесть сигм», структурирование функций качества (Quality Function Deployment), сбалансированную систему показателей (Balanced Scorecard), анализ характера и последствий отказов (Failure Mode and Eff ect Analysis), модели самооценки предприятия Т. Конти, Дж. Далгаарда и Дж. Клеммера, бенчмаркинг, стандарты ISO 9000 и др. Большинство подходов, базирующихся на принципах всеобщего управления качеством (Total Quality Management , TQM), многим российским производственникам уже знакомы, но дальше простого знакомства идут далеко не все из них. Скорее всего, это явление можно считать временным, ведь еще 15–20 лет назад мало кто в России понимал разницу между менеджментом и маркетингом, а сегодня это естественные атрибуты работы любой российской компании, малой или крупной.