По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.011.8

Проблемы и перспективы развития систем управления качеством в России

Яковлев С.А. д-р экон. наук, профессор, Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ), г. Санкт-Петербург, Волховский пер., д. 3; e-mail: offi ce@gsom.spbu.ru
Семенов А.А. д-р экон. наук, профессор, Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ), г. Санкт-Петербург, Волховский пер., д. 3; e-mail: offi ce@gsom.spbu.ru

Список концепций совершенствования производства, включая совершенствование управления качеством, довольно обширен и включает в себя целый набор проверенных и достаточно эффективных инструментов. Большинство подходов, базирующихся на принципах всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM), уже хорошо знакомы отечественным производственникам. Но нередко имеют место случаи, когда подобные инструменты отечественными предприятиями и компаниями применяются с большими затруднениями, связанными с укоренившимися представлениями и традициями чисто «национального» свойства. Да это и понятно, поскольку нелепо совершенствовать что-то, чего не существует в принципе. Анализ инструментов и методов совершенствования управления качеством показывает, что в стране во многом отсутствуют базовые элементы культуры TQM, и это является серьезной помехой их внедрения.

Литература:

1. Белокоровин Э.А., Маслов Д.В. Малый бизнес: пути развития. — Архангельск, 2003.

2. Имаи М. Кайдзен — ключ к успеху. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

3. Качалов В.А. Энциклопедия ошибок в менеджменте качества // Стандарты и качество, 2003.

4. Кондо Й. Мотивация персонала — ключевой фактор менеджмента. — Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002.

5. Конти T. Почему не полностью используется потенциал самооценки? // Стандарты и Качество, 2003. — № 3.

6. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством: учеб. пособие. — М.: Высшая школа, 2003.

7. Фуколова Ю., Шелухин И., Белов А. Все лучшее — себе // Секрет фирмы, 2002.

8. Цубаки Х. Развитие менеджмента качества в промышленности Японии. — Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2001.

9. Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: Курс лекций. — М.: ГУ ВШЭ. — 2-e изд., 2003.

В России, к сожалению, с приходом 1990-х гг. накопленный десятилетиями отечественный опыт управления качеством в значительной степени оказался забытым. Может создаться впечатление, что мы оказались как бы на пустом месте и все понадобилось начинать с нуля. Но с этим согласиться нельзя. Еще в 1950-е гг. в нашей стране была разработана и начала успешно применяться, прежде всего в ВПК, так называемая комплексная система управления качеством продукции (КС УКП). Многие ее элементы с успехом были тогда же использованы в развитых капиталистических странах, в частности в той же Японии, путем адаптации ее к своим условиям. В России же эта система, как и многие другие полезные начинания, как упоминалось, в «рыночные» 1990-е была отброшена как бы за ненадобностью.

Безусловно, в производственной сфере с наступлением XXI в. конкурентоспособность стала определяться качеством управления предприятием в самом широком смысле. В России все больше менеджеров понимают, что залог стабильности фирмы лежит в отлаженной системе управления, которая отвечает международным стандартам.

Вопрос обеспечения качества процессов предпринимательства и производства встал особенно остро в связи со вступлением в 2012 г. России в ВТО и усиленным конкурентным давлением иностранных компаний. Задача отечественных производителей весьма усложнилась, но в то же время стала достаточно очевидной. Выяснилось, что прежде всего нужно «не изобретать велосипед», но целенаправленно адаптировать богатый, более чем полувековой опыт зарубежных фирм с учетом национальной специфики и по возможности учиться на успешных примерах российских лидеров в области управления качеством.

На данный момент можно сказать, что набор инструментов для совершенствования производства обширен и продолжает пополняться новыми идеями и концепциями, включая метод «шесть сигм», структурирование функций качества (Quality Function Deployment), сбалансированную систему показателей (Balanced Scorecard), анализ характера и последствий отказов (Failure Mode and Eff ect Analysis), модели самооценки предприятия Т. Конти, Дж. Далгаарда и Дж. Клеммера, бенчмаркинг, стандарты ISO 9000 и др. Большинство подходов, базирующихся на принципах всеобщего управления качеством (Total Quality Management , TQM), многим российским производственникам уже знакомы, но дальше простого знакомства идут далеко не все из них. Скорее всего, это явление можно считать временным, ведь еще 15–20 лет назад мало кто в России понимал разницу между менеджментом и маркетингом, а сегодня это естественные атрибуты работы любой российской компании, малой или крупной.

Для Цитирования:
Яковлев С.А., Семенов А.А., Проблемы и перспективы развития систем управления качеством в России. Управление качеством. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: