Категория «франчайзинг» сегодня имеет высокую популярность. В российском законодательстве такого понятия не предусмотрено, ему соответствует договор коммерческой концессии. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 1027) по этому договору правообладатель (франчайзер) передает пользователю (франчайзи) определенный комплекс исключительных прав. Иными словами, владелец бренда позволяет использовать его в коммерческих целях, то есть разрешает партнерам продать продукцию или оказывать услуги под своим именем. Безусловно, за это право предусмотрена плата, которая может состоять из двух основных компонентов: первоначального платежа, так называемого паушального взноса, и периодических платежей — роялти, которые исчисляются, как правило, в процентах от получаемой выручки или в форме фиксированных платежей. По общему правилу передаются схема планирования и организации бизнеса, право на товарный знак, ноу-хау, деловая репутация, различные рекламные и маркетинговые разработки и др. Статья 1028 ГК РФ требует заключения указанного договора в письменной форме, а также государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти. В противном случае законодательство может признать данный договор ничтожным. За рассмотрение заявления о государственной регистрации предоставления права использования товарного знака, знака обслуживания, изобретения, полезной модели, промышленного образца по договору коммерческой концессии и принятие решения по результатам его рассмотрения предусмотрена соответствующая плата: 3300 руб. + 11500 руб. за каждый товарный знак, знак обслуживания + 3300 руб. за каждый патент, свидетельство, расширяющие предмет договора [3].
изучение современных проблем, а также организации процесса заключения договора коммерческой концессии и использования франшизы как существенного компонента в финансировании развития деятельности медицинских компаний, разработка инструментария оптимизации затрат для повышения экономической эффективности за счет экономии ресурсов и обеспечения конкурентоспособности на рынке медицинских услуг.