По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.1:338.012 (470 + 571) ВАК 08.00.12

Проблемы и перспективы применения франшизы в медицинских коммерческих организациях

Калачева Ольга Николаевна канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения, РЭУ им. Г. В. Плеханова, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, e‑mail: olgaklchv@rambler.ru

Медицинские коммерческие организации — один из активно развивающихся в последнее время видов предпринимательской деятельности. В статье рассмотрены правовые основы применения франшизы при их открытии и дальнейшей деятельности. Раскрыты преимущества применения и недостатки франшиз, включая риски франчайзи, которые возникают в процессе работы. Автор раскрывает особенности бухгалтерского учета стоимости франшизы для медицинских организаций, проблемы налогообложения операций по договору франчайзинга.

Литература:

1. Гражданский кодекс РФ // СПС «КонсультантПлюс».

2. Налоговый кодекс РФ // СПС «КонсультантПлюс».

3. Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 № 941 (ред. от 23.09.2017) «Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Доходы организации” ПБУ 9/99» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов” (ПБУ 14/2007)» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Журавлев, А. Подводные камни франшиз / А. Журавлев // Практический бухгалтерский учет. — 2017. — № 6. — С. 32–37.

8. Калачева, О.Н., Максаева, Н.А. Прибыль коммерческих медицинских организаций и ее значение для пользователей отчетности / О.Н. Калачева, Н.А. Максаева // Бухучет в здравоохранении. — 2019. — № 3 (207). — С. 22–29.

9. Максимова, Т.Г., Иванов, Е.В. Развитие франчайзинга медицинских услуг в России / Т.Г. Максимова, Е.В. Иванов // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 12. — С. 100–108.

10. Портал «РБК» (https://plus.rbc.ru).

11. Портал Franshiza.ru (https://franshiza.ru).

12. Prokhorova, M.P. INNOVATION PERFORMANCE AND ITS INFLUENCE ON ENTERPRISE ECONOMIC EFFICIENCY IN THE MARKET / M.P. Prokhorova, N.A. Prodanova, S.M. Reznichenko, V.P. Vasiliev, V.S. Kireev // International Journal of Economics and Financial Issues. — 2016. — Т. 6. — № 8. Special Issue. — Р. 78–83. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=28495153.

13. http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/zdrav17.pdf.

14. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1139919134734.

Категория «франчайзинг» сегодня имеет высокую популярность. В российском законодательстве такого понятия не предусмотрено, ему соответствует договор коммерческой концессии. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 1027) по этому договору правообладатель (франчайзер) передает пользователю (франчайзи) определенный комплекс исключительных прав. Иными словами, владелец бренда позволяет использовать его в коммерческих целях, то есть разрешает партнерам продать продукцию или оказывать услуги под своим именем. Безусловно, за это право предусмотрена плата, которая может состоять из двух основных компонентов: первоначального платежа, так называемого паушального взноса, и периодических платежей — роялти, которые исчисляются, как правило, в процентах от получаемой выручки или в форме фиксированных платежей. По общему правилу передаются схема планирования и организации бизнеса, право на товарный знак, ноу-хау, деловая репутация, различные рекламные и маркетинговые разработки и др. Статья 1028 ГК РФ требует заключения указанного договора в письменной форме, а также государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти. В противном случае законодательство может признать данный договор ничтожным. За рассмотрение заявления о государственной регистрации предоставления права использования товарного знака, знака обслуживания, изобретения, полезной модели, промышленного образца по договору коммерческой концессии и принятие решения по результатам его рассмотрения предусмотрена соответствующая плата: 3300 руб. + 11500 руб. за каждый товарный знак, знак обслуживания + 3300 руб. за каждый патент, свидетельство, расширяющие предмет договора [3].

изучение современных проблем, а также организации процесса заключения договора коммерческой концессии и использования франшизы как существенного компонента в финансировании развития деятельности медицинских компаний, разработка инструментария оптимизации затрат для повышения экономической эффективности за счет экономии ресурсов и обеспечения конкурентоспособности на рынке медицинских услуг.

Для Цитирования:
Калачева Ольга Николаевна, Проблемы и перспективы применения франшизы в медицинских коммерческих организациях. Бухучет в здравоохранении. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: