Современный этап развития агропромышленного комплекса связан с трансформацией институциональной среды аграрного бизнеса. Диалектическое развитие форм хозяйствования в сфере АПК создало предпосылки для эффективного функционирования крупных интегрированных бизнес-структур, которые являются третьим эволюционным этапом интеграционного цикла. Развитие интегрированных бизнес-структур связано с мировой тенденцией интенсификации процессов кооперации, специализации и международной глобализации. Проблемы глобализации, создание интернациональных корпораций, дерегулирование финансового рынка и потоков международного ссудного капитала, усреднение национальной прибыли, диверсификация инвестиционного капитала крупных компаний и создание холдинговых структур являются взаимосвязанными элементами, характеризующими интеграционный процесс, изучение которого особенно актуально на фоне мирового финансового кризиса, который выявил недостатки и недопонимание роли и значения сущности понятия «интеграция».
Дело в том, что агропромышленная интеграция еще с советских времен находится в поле зрения многих научных организаций и отдельных исследователей. Можно с уверенностью говорить, что в отечественной аграрной экономической науке сформировалось и занимает очень важное место специфическое ее направление — теория и методология агропромышленной интеграции. Идеи, концепции, методологические положения по сущности и формам агропромышленной интеграции, построению и функционированию интеграционных механизмов взяты на вооружение и реализованы специалистами органов управления ряда региональных АПК. Тем не менее даже организационно оформленные интегрированные и кооперированные структуры, такие как агрохолдинги, агрофирмы, сельскохозяйственные производственные и потребительские кооперативы и другие, не функционируют как целостные воспроизводственные системы, каждый участник которых жестко ориентирован на высокие конечные результаты и постоянный рост эффективности совместного производства. Это еще в большей мере относится к предприятиям, которые строят взаимоотношения исключительно на рыночной коммерческой основе: только как продавцы и покупатели.