Целью профессионального технического образования является подготовка специалиста для реального сектора экономики. Степень сложности решаемых задач может быть различна, как и их объем. Широта выполняемых задач определяется понятием специальности, включающей набор компетенций. Далеко не все компетенции, включенные в образовательные программы, востребованы в современных условиях. Компетенций может быть слишком много или мало. Иногда они не совпадают с реальными производственными задачами или безнадежно устарели. Стандартом считается получение профессионального технического образования в университете. Здесь изучается самый широкий круг компетенций. Процесс получения этих компетенций может быть длительным и не всегда устраивать как работодателя, так и наемного работника. Иногда необходимо освоить только одну компетенцию в кратчайшие сроки. Скорость подготовки специалиста и необходимый набор компетенций порождают большое количество форм обучения:
• Очное высшее образование. В данный момент разделено на две ступени: бакалавриат и магистратуру. В ряде специальностей сохранился специалитет.
• Заочное высшее образование. Может включать в себя ускоренные формы обучения.
• Второе высшее образование. Могут обучаться лица, имевшие ранее гуманитарное или техническое образование.
• Дополнительное профессиональное образование на базе вузов. Включает в себя курсы повышения квалификации, профессиональную переподготовку, краткосрочные обучающие программы различной направленности.
• Краткосрочные обучающие программы предприятий — изготовителей оборудования или их официальных дилеров. Предназначены для знакомства с оборудованием либо выполнения единственной производственной задачи.
Попробуем проанализировать, насколько каждая форма обучения справляется с подготовкой специалиста для реального сектора экономики. В данном материале автор проводит такой анализ на основе своего персонального опыта. Автору статьи довелось преподавать в двух технических вузах различные геодезические дисциплины и поработать в реальном секторе экономики на строительстве Московского метрополитена. Хотелось бы обобщить свои наблюдения о качестве подготовки технических специалистов на примере специальностей «Прикладная геодезия» и «Маркшейдерия».