По данным заместителя министра транспорта Российской Федерации В.О. Иванова, общий парк автобусов, троллейбусов и трамваев в субъектах РФ составляет 140 тысяч 156 единиц. При этом в столицах субъектов РФ этот же парк оценивается в 62 тысячи 249 единиц. Исследователи, анализируя представленные цифры, указывают на диспропорциональность статистических сведений, так как, анализируя общее количество ТС, не оценивается их пассажировместимость.
В этом плане все транспортные средства, предусмотренные для передвижения пассажиров, с юридической точки зрения можно разделить разные классы.
Недостатки организации транспортного сообщения в регионах России.
1. Проанализированные Белогребень А.А. и Аредовой А.К. показатели использования, например, автобусов, указывают на то, что в муниципалитетах есть фактически две тактики использования подобных транспортных средств:
Первая — передать все управление движением в регионе частным перевозчикам, осуществляя лишь общее методологическое управление (пример: Архангельск — 460 малых автобусов, 1 — средней, 7 — больших; Магнитогорск — 837 малых, 1 — средний и 26 больших; в этих городах сверхбольшие автобусы вообще не предусматриваются);
Второе — сделать акцент на автобусах средней и большой вместимости в целях устранения вариантов возникновения транспортных заторов (например, Нижний Новгород — 4 малых автобусов, 72 — средних, 512 — больших, 14 — сверхбольших).
Исследователи делают достаточно жесткий вывод: невозможно обеспечить стандарты качества транспортного обслуживания при наличии в парке только автобусов малого класса. Соответственно, в городах, где доля таковых транспортных средств достигает 90–100%, риски управления системой снабжения вырастают в разы [4].
2. Недостаточность цифровизации отрасли. Робкие попытки видоизменить систему документооборота, внедрить, например, оплату проезда путем использования банковских карт, предпринимались в РФ с 2018– 2020 года [6]. Однако на практике, конечно, эти идеи модернизации неполноценны: во‑первых, в ряде регионов (например, Рязанской области) система оплаты проезда действует с очевидным логическим дефектом: прием платежей осуществляется дистанционно, однако возврат денежных средств требует обязательной явки клиентов по юридическому адресу перевозчика с последующим оформлением бумажной документации, подтверждающей факт оплаты; во‑вторых, в других субъектах федерации цифровизация оплаты проезда внедрена, но не имеет комплексного интегрированного характера.