В 1999 году по рекомендации совещания заведующих кафедрами социальной гигиены и организации здравоохранения было принято решение о переименовании названия дисциплины «Социальная гигиена и организация здравоохранения» в «Общественное здоровье и здравоохранение».
Общественное здоровье и здравоохранение — современное направление научной, практической и образовательной деятельности, в задачи которого входят:
1) изучение закономерностей формирования здоровья когорт и различных групп населения, обусловленных комплексным влиянием разнообразных факторов окружающей природной и антропогенной среды и уровнем развития медицинской помощи;
2) анализ и разработка научно обоснованных подходов, стратегических и тактических предложений по охране и повышению уровня здоровья населения и организации медико-социальной и медико-санитарной помощи и содействие их реализации на практике;
3) подготовка специалистов на всех уровнях непрерывной подготовки кадров, как немедицинских, так и медицинских, включая довузовское, базовое высшее, последипломное, дополнительное образование по перечисленным выше вопросам.
В принципе этим и отличается обычное образование от академического и университетского — уровнем полученных общекультурных знаний и умением применять их в обычной и профессиональной деятельности.
Исходя из изложенного и из последовательности задач, стоящих перед нашей специальностью, мы должны оказывать содействие в реализации технологий их решения.
Общеизвестно, что изучение закономерностей формирования и укрепления общественного здоровья базируется на теории рисков повышенной заболеваемости и применении современных логистических подходов к анализу проблемы.
Однако в процессе оценки знаний обучаемых (студентов, выпускников аспирантуры, магистратуры, слушателей курсов последипломного и дополнительного образования) мы видим, что у большинства из них нет умений и навыков строить логическую аналитическую цепочку сравнения уровней заболеваемости не только в динамике, лонгитудинально, но и горизонтально — с другими возрастными и социальными группами, регионами, странами, сравнивать уровни выявляемости патологии, оздоровления, инвалидности и смертности.