По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Проблемы формирования права на страховую пенсию

Маматказин Илья Робертович канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового и международного права, Пермский государственный научно-исследовательский университет, 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15, e-mail: dekart74@yandex.ru

Особенностью пенсионных отношений является то, что право на пенсию фактически должно возникнуть до момента назначения пенсии, то есть до возникновения пенсионного правоотношения. Данное положение полностью распространяется и настраховые пенсии. Это указывает не только на связь между пенсионным итрудовым правоотношениями, но и на то, что качественные и количественные показатели труда должны отражаться в пенсионных правах работника.

Литература:

1. Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): монография. М.: Проспект, 2014. с. 101.

2. Истомина Е.А. Страховые пенсии: новый этап реформирования обязательного пенсионного страхования // Кадровик. 2015. С. 37–38.

3. Актуальные проблемы права социального обеспечения: учебник для вузов / Под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М.: Юрайт, 2021.

4. Роик В.Д. Пенсионная система России: от советского к седому обществу. М.: Проспект, 2017. С. 43.

5. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М.: Волтерс Клувер, 2004.

6. Право социального обеспечения России: учебник для бакалавров / Отв. ред. Э.Г. Тучкова. М.: Проспект, 2019.

7. Конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ) в 2-х т. Международное бюро труда. Женева. 1991. Т. 1.

8. Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования: монография. Омск: ОмГУ, 2000.

9. Пункт 3.2 Постановления Конституционного суда РФ от 14.01.2016 № 1-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова» // СЗ РФ. 25.01.2016. № 4. Ст. 551.

10. Агашев Д.В. Проблемы установления отдельных юридических фактов, определяющих право на страховую пенсию по возрасту // Вестник Томского государственного университета. Право. 2020. № 35. С. 145–147.

11. Постановление Конституционного суда РФ от 28.01.2020 № 5-П // СЗ РФ. 03.02.2020. № 5. Ст. 583.

12. Проблемы общей части права социального обеспечения: монография / Под ред. Э.Г. Тучковой. М.: Проспект, 2017.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон о страховых пенсиях), страховая пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату, назначаемую в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы, иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц. Цель пенсии в виде компенсации утраченного дохода отмечается также в научной литературе по праву социального обеспечения [1, с. 101]. Предшествующий Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон о трудовых пенсиях в РФ) определял трудовую пенсию как ежемесячную денежную выплату, компенсирующую заработную плату и иные вознаграждения, утраченные лицами в связи с наступлением нетрудоспособности. Следует отметить полную идентичность понятий страховой и трудовой пенсий, сформулированных в разных законах. Сходство формулировок проявляется и в том, что и страховая и трудовая пенсии связываются с компенсацией не предшествующего назначении пенсии дохода, а утраченного дохода, при этом право как на страховую, так и на трудовую пенсию не связано с утратой дохода. Это положение, свидетельствующее о несоответствии легального понятия страховой пенсии и фактических закрепленных в законе условий, объективно указывает на необходимость корректировки понятия страховой пенсии [2, с. 37–38].

В соответствии с признаком компенсационности страховая пенсия не только во временном отношении должна следовать за периодом работы, приносящей доход, ее размер не только по сумме должен быть сопоставимым с прежним доходом застрахованного лица, признак компенсационности требует, чтобы расчет размера страховой пенсии непосредственно производился от дохода, заработной платы, которые предшествовали назначению пенсии. Несмотря на явное стремление законодателя придать страховой пенсии компенсационный характер (признак компенсационности указан в определениях в качестве родового признака), страховая пенсия в настоящее время по своей сущности не является компенсационной выплатой. В первую очередь это связано с тем, что размер предшествующего дохода, который должен компенсироваться (т. е. выступать объектом компенсации), не участвует в определении размера пенсии. Размер страховой пенсии зависит от величины индивидуального коэффициента пенсионера (ИПК) и его стоимости, определяемой нормативно на момент назначения пенсии. Вопреки включению в расчет ИПК страховых взносов, их значение для ИПК не является определяющим.

Для Цитирования:
Маматказин Илья Робертович, Проблемы формирования права на страховую пенсию. Вопросы трудового права. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: